Ибн Исхак и некоторые другие знатоки в области изучения жизни и деятельности Пророка ﷺ считают, что этот поход состоялся в месяц Шабан шестого года хиджры. Исследователи единогласны в том, что этот поход состоялся в шестом году хиджры — и это мнение является правильным. Самым важным аргументом в пользу этого является то, что Caд ибн Муаз, да будет доволен им Аллах, был среди участников этого похода. Также его имя упоминается в истории о клевете, о которой мы подробно расскажем. Сад ибн Му'аз умер во время похода на племя Курайза, вследствие ранения, который он получил во время «битвы у рва». Поход на племя Курайза случился в пятом году хиджры (об этом мы подробно поговорим отдельно). Как же может оказаться Cад ибн Му’аз живым через год после своей смерти? [1]
Причиной похода является весть, которая дошла до Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что люди из рода аль-Мусталик готовятся к сражению с ним под командованием аль-Хариса ибн Дирара. Посланник Аллаха ﷺ поспешил выступить против племени аль-Мусталик во главе семисот воинов с целью застигнуть их врасплох в районе источника аль-Мурайси, где жили эти люди.
В результате такого внезапного нападения часть мужчин из племени аль-Мусталик разбежалась.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разделил трофеи среди участников сражения, пешему досталась одна доля, всаднику — две [2].
В этот поход вместе с мусульманами вышли лицемеры (после того, как победы мусульман стали случаться постоянно, и, естественно, в связи с желанием заполучить трофеи).
Бухари и Муслим передают хадис двумя разными иснадами, что в этом походе некоторые сподвижники спросили у Посланника Аллаха относительно «‘азль» (это произошло, когда Посланник Аллаха разделил между ними пленниц). Он ответил им:
«А что вам мешает это делать?» (а по версии Муслима: «А что вам мешает предохраняться? Поистине, нет души, созданной до Судного Дня без ее появления на свет»).
Пока Пророк ﷺ находился возле колодца, где произошло это сражение, к нему стали прибывать люди. Вместе с Умаром ибн аль-Хаттабом был eго слуга из племени Гифар по имени Джахджах ибн Масуд, который вел своего коня к воде. То же самое делал и Синан ибн Вабар аль-Джухани — союзник племени иудеев Ауф ибн аль-Хазрадж. И вот и заспорили там из-за воды и стали драться. Аль-Джухани позвал на помощь ансаров, а Джахджах кликнул мухаджиров. И здесь Абдулла ибн Убайй ибн Салюль проявил свою злость. С ним была группа людей из его племени и среди них — юноша по имени Зайд ибн Ар- кам.
Абдулла сказал:
«Вы так поступаете? Вы оспариваете наши права и считаете себя лучше нас в нашей же стране? Ей-богу, я считаю, что этот сброд курайшитов (так обзывали язычники сподвижников Пророка) поступают с нами так, как говорится в поговорке: «Откорми свою собаку — и она съест тебя». Когда мы вернемся в Медину, сильные выгонят из нее слабых».
Потом, обратившись к собравшимся вокруг него людям из своего рода, он сказал:
«Это вы сами сделали против себя — позволили им обосноваться в своей стране, наделили их имуществом. Клянусь Аллахом, если бы вы не отдали им того, что имеете, они ушли бы к другим».
Это услышал Зейд ибн Аркам, после чего он пошел к Пророку ﷺ и сообщил ему об этом. Было это уже после того, как Пророк ﷺ сразил своих врагов (то есть племя аль-Мусталик). Возле Пророка ﷺ находился Умар ибн аль-Хаттаб, который сказал:
«Прикажи Аббаду ибн Бишру - пусть убьет его!»
Пророк ﷺ ему ответил:
«Как, о Умар? Тогда люди будут говорить, что Мухаммад убивает своих соратников. Нет! Но ты возвести всем об отъезде!»
К такому решению он ﷺ пришел несмотря на то, что обычно в это время дня он ﷺ не отправлялся в путь. И люди отъехали.
Абдулла ибн Убайй ибн Салюль узнал о том, что Зейд ибн Аркам передал Пророку ﷺ сказанные им слова, после чего пришел к Пророку ﷺ и клялся Аллахом, отрицая то, что передал ему Зейд, со словами:
«Я этого не говорил».
Он среди людей своего народа был человеком уважаемым и почитаемым. Поэтому находившиеся при Пророке ﷺ ансары из числа его сподвижников, выгораживая и защищая ибн Убаййа, говорили:
«О Посланник Аллаха! Может быть, мальчик напутал и не запомнил то, что говорил этот человек».
Когда Пророк ﷺ двинулся в путь, его встретил Усейд ибн Худайр, который поприветствовал его, как полагается приветствовать Пророка, а потом сказал:
«О Пророк Аллаха! Ей-богу, ты тронулся в путь в неурочный час, никогда ты раньше в такой час не начинал свой путь».
Пророк ﷺ ему ответил:
«Разве ты не знаешь, что сказал ваш приятель?»
Усейд спросил:
«Какой приятель, о Посланник Аллаха?»
Пророк ответил:
«Абдулла ибн Убайй».
Усейд спросил:
«А что он сказал?»
Пророк ﷺ ответил:
«Он утверждал, что, когда вернется в Медину, сильные выгонят из нее слабых».
Усейд сказал:
«Это ты, о Посланник Аллаха, выгонишь его из Медины, если захочешь. Ей-богу, это он слабый, а ты — сильный».
Потом продолжил:
«О Посланник Аллаха! Сжалься над ним. Ей-богу, когда Аллах направил тебя к нам, люди собирались уже сделать ему корону, и поэтому он считает, что ты отнял у него власть».
Потом Пророк ﷺ вел людей весь день до наступления вечера и всю ночь до наступления утра. Наступил полдень, солнце сильно пекло. Тогда только Пророк ﷺ сделал привал. Люди, едва коснувшись земли, тут же засыпали. Пророк ﷺ поступил так, чтобы отвлечь людей от тех событий, которые произошли накануне в связи с высказыванием Абдуллы ибн Убаййа.
Была ниспослана сура из Корана, где Аллах говорил о лицемерах и оправдал Зейда ибн Аркама (да будет доволен им Аллах):
«Они говорят: «Когда мы вернемся в Медину, то могущественные среди нас непременно изгонят оттуда презренных». Могущество присуще Аллаху, Его Посланнику и верующим, но лицемеры не знают этого» («Аль-Мунафикун / Лицемеры», 63:8) [3].
Абдулла ибн Абдулла ибн Убаййа (его сын) пришел к Пророку ﷺ и сказал:
«О Посланник Аллаха! До меня дошло, что ты хочешь убить Абдуллу ибн Убаййа за его слова. Если ты это действительно собираешься сделать, то прикажи мне это сделать, и я принесу тебе его голову. Ей-богу, хазраджиты знают, как сильно я люблю своего отца. Я боюсь, что ты прикажешь убить его кому-нибудь другому, и он убьет его. А я потом не смогу спокойно смотреть на то, как убийца Абдуллы ибн Убаййа будет разгуливать среди людей — я убью его. Но тогда получится, что я убью верующего из-за неверного и попаду в ад».
Пророк ﷺ ответил:
«Мы сжалимся над ним и будем хорошо к нему относиться, пока он будет оставаться с нами».
После этого Пророк ﷺ стал передавать дела людей, совершивших какой-либо проступок, на рассмотрение рода или племени этих людей. После всего произошедшего Пророк ﷺ сказал Умару ибн аль-Хаттабу:
«Видишь, Умар? Если бы я убил его в тот день, когда ты говорил мне об этом, то много людей выступило бы за него. А сегодня они готовы убить его по моему приказу».
Умар же по этому поводу сказал:
«Клянусь Аллахом, тогда я понял, что Пророк ﷺ поступил лучше, чем я предполагал»
[1] Для подробного ознакомления обратись к книге «Фатхуль-Бари» (7/304), также к «Задуль-Ма'ад» Ибн аль-Кайима (2/115) и «Уюнуль-Асар» Ибн Сейид ан-Наса (2/93).
[2] «Жизнеописание Пророка» Ибн Хишама (3/106) и «Табакат» Ибн Са'да (2/290).
[3] Версия Ибн Исхака, в его иснаде имеется пропуск имени сподвижника (мурсаль), Ибн Са’д привел краткую версию этой истории, Байхакы передал от Джабира, а Ахмад и ибн Джарир от Зейда ибн Аркама, Ибн Абу Хатим передал эту историю от Амра ибн Сабита аль-Ансари, все версии этой истории близки по смыслу, и все они передаются с непрерывным иснадом, за исключением версии ибн Исхака. См. Тафсир Ибн Касира (4/370), Тарих Ибн Джарира (2/606), «Фатху ар-Раббани» (21/70) и (18/306) и «Жизнеопиcание Пророка» Ибн Хишама (2/291).