Найти в Дзене
Записки фотографа

Воркута - столица полярного ислама. Или как в поисках работы мусульмане вынуждены жить в условиях Крайнего Севера.

"Крайний Север шаг за шагом превращается в третий исламский макрорегион России после Кавказа и Поволжья, заявили эксперты по миграционным потокам из ВШЭ. Именно эти нефтеносные регионы притягивают к себе безработную молодежь Кавказа и Центральной Азии, поэтому «полярная умма» там неуклонно растет. В городах вроде Воркуты и Нового Уренгоя она составляет уже 15-20%". Источник - Деловая газета Взгляд.

Давайте разберемся, так ли это на самом деле и чем это грозит жителям Крайнего Севера?

Северные нефтеносные регионы России, такие как Югра, Новый Уренгой, Ямал, Коми всегда привлекали к себе внимание тех, хотел хорошо зарабатывать, вне зависимости от национальности. Однако в Российской империи, а потом и в Советском союзе большинство работяг там были преимущественно русскими. И это не удивительно. Представителям других народов у себя дома не настолько плохо, чтобы поменяли свой жаркий климат на вечную мерзлоту.
Зато после распада СССР, в 90-е годы ситуация на Кавказе и Средней Азии резко ухудшилась и процент мусульманского населения на Крайнем Севере стал резко увеличиваться. Все таки работать уже в относительно комфортных условиях на построенном предприятии, гораздо приятнее, чем "восстанавливать Север с нюля", не правда ли?

По данным Росстата, этнические мусульмане в Ханты-Мансийском автономном округе в прошлом году составили почти 15% всего населения. Самые крупные общины на данный момент татары и башкиры. На третьем месте – азербайджанцы. Постепенно стали к ним стали добавляться кумыки, лезгины, узбеки и таджики. Всего в ХМАО проживает 1,6 млн человек.
Ну, если с татарами и башкирами все понятно, они исторически жили в этой местности или рядом с ней. Но то что на Крайний Север готовы ехать теплолюбивые узбеки и таджики и даже азербайджанцы - вот это удивительно! Видимо и в центральной России всех работы не хватает, а жить то надо. Выбор небольшой. Зато работы много. На всех хватит.

-2

Полярный ислам существует, но у него есть своя, северная специфика. Из-за вечной мерзлоты умерших приходится хоронить в гробу, а не в саване. Поэтому и помещения для омовения ( вуду ) находятся внутри мечети, а не во дворе. В местных магазинах давно уже появились необычные для этого края продукты, такие как, халяльная оленина, например. На Крайнем Севере, где полярная ночь сменяет полярный день крайне проблематично совершать ежедневные намазы. Поэтому духовные управления мусульман разрешают, при совершении обрядов ориентироваться по времени на ближайщий город с обычной сменой суток.

-3

При этом процесс интеграции приезжих тоже происходит своеобразно. Казалось бы, местные татары должны помогать своим братьям по вере, но они как раз то и не спешат этим заниматься. Что безусловно огорчает местные власти. Поэтому представители Кавказа интегрируются в местную жизнь прежде всего через своих же единоверцев с Кавказа. Например, таджики больше взаимодействуют с выходцами из Дагестана, а азербайджанцы больше общаются с чеченцами.

Однако представить себе такую же картину, как, например, во Франции, где мигранты живут в своих обособленных анклавах, периодически устраивают забастовки и погромы, конфликтуют с местным населением — на нашем Крайнем Севере невозможно. В первую очередь, потому что большинство населения здесь — приезжие. И назвать кого-то "понаехавшим" проблематично. Местное коренное население проживает в дали от цивилизации и им тем более чужды конфликты на национальной или религиозной почве.

-4

«Приезжает мусульманин, начинает интегрироваться, завязывает какие-то деловые отношения. Все это происходит внутри уммы . Приезжий понимает: соблюдая обряды, он быстрее сможет освоиться, будет легче принят местными. Получается, что в условиях Крайнего Севера мы наблюдаем феномен реисламизации » - считает старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов .

Что роднит мусульман севера и других южных регионов России, так это общность. Несмотря на "мягкую" интеграцию среди местного населения, жить все таки они стараются общинами. Соответственно и браки совершаются в основном между единоверцами. Но это не означает, что они целыми днями сидят у себя и не контактируют с другими жителями региона. Никакой замкнутости не проявляют, наоборот активно участвую во всевозможных муниципальных мероприятиях, особенно подрастающая молодежь, которая уже родилась в столь суровых условиях. Так же представители общин сами огранизуют множество культурно-просветительских и спортивных мероприятий открытого типа, для всех желающих, без ограничений.

-5

При этом, начиная с 2014 года до Воркуты добрались и беженцы из Донбасса. И местное население и без того довольно колоритное, разбавилось еще больше. Причем процент "русских" украинцев постоянно растет. В связи с этим, говорить о том, что Русский Крайний север скоро "захватят" мусульмане с Кавказа, по крайней мере на данный момент, преждевременно. В столь суровых условиях вечной мерзлоты без добрососедства и дружбы просто не выжить. А вы что думаете по этому поводу? Стоит нам опасаться или нет?

Спасибо за внимание. С уважением, ваш Владимир Дроздовский!