Найти тему

Непреодолимый самовластный поток

Вначале «Бхагавата» провозглашает: «Что есть бхакти? Что есть дхарма? Что есть высочайшая дхарма? Что есть первичный долг, высший долг для всех нас?»

са ваи пум̇са̄м̇ паро дхармо йато бхактир адхокш̣адже
ахаитукй апратихата̄ йайа̄тма̄ супрасӣдати

(«Шримад-Бхагаватам», 1.2.6)

Наш высочайший долг состоит в покорности Адхокшадже — незримому, недоступному нашим чувствам в нашем нынешнем положении.

Ахаитуки: эта покорность беспричинна; она не подразумевает ожидание любых плодов или любого блага. Она не имеет причины и не вписывается в некие установленные рамки; это вечный поток апратихата: непреодолимый и самовластный. Наиболее фундаментальный поток, лежащий в основании всего мироздания, как грубых, так и тонких его аспектов; настолько глубокий, что его невозможно остановить или противиться ему посредством чего бы то ни было. В нем невозможно обнаружить ни причины, ни следствия; это безграничный и бесконечный поток, самопроизвольная волна, ниргуна, глубочайший фундамент всего сущего — спонтанный, беспричинный и непреодолимый. Присоединение к подобному потоку есть высочайшая дхарма, провозглашаемая «Бхагаватой».

са ваи пум̇са̄м̇ паро дхармо йато бхактир адхокш̣адже

(«Шримад-Бхагаватам», 1.2.6)

Безграничное неразличимо, незримо, не воспринимаемо в вашем нынешнем положении и представляет собой глубочайший поток, непреодолимый и спонтанный. Ваш высочайший долг состоит в том, чтобы установить связь с ним, присоединиться к этому потоку. Вам следует поразмыслить над ним. Это абсолютное благо, абсолютная красота, абсолютная любовь, абсолютное очарование, абсолютная милость — любое благо, которое вы в силах помыслить, берет начало в этом потоке. Итак, установите связь с этим глубочайшим потоком бытия, а не каким-либо поверхностным явлением: эксплуатацией или отречением. Выше этих явлений стоит преданность. В ходе прогресса вы откроете эти реалии.

са ваи пум̇са̄м̇ паро дхармо йато бхактир адхокш̣адже
ахаитукй апратихата̄ йайа̄тма̄ супрасӣдати

(«Шримад-Бхагаватам», 1.2.6)

Обратитесь к этому неразличимому Безграничному. Постарайтесь установить связь с Ним, этим непреодолимым измерением целого. Чем больший прогресс вы сумеете совершать, тем больше вы будете обретать опыт этого явления, и он заставит ваш опыт бренного поблекнуть на его фоне. Парам̇ др̣ш̣т̣ва̄ нивартанте [Бг, 2.69]: очарование всех этих низменных и внешних реалий уйдет. Вы будете все больше и больше очаровываться высшим, а влечение к грубым материальным реалиям будет ослабляться. По мере того, как вы будете способны постигать высшие реалии, ваше влечение к низшим реалиям будет отступать; оно исчезнет само собой.

Б. Р. Шридхар Махарадж