Найти тему
Библиотекарь

Нравственная дилемма Адама и Евы

Наблюдая за жизнью, природой, людьми и животными, можно обнаружить одну примечательную деталь - практически всё во Вселенной стремится к добру. Добро превалирует, оно, как константа, является основополагающим действующим принципом и мотивом. Добро, как естественное чувство, как нравственная категория, защищена на законодательном уровне и по своим качествам выглядит абсолютно нормально. Мы любим фильмы со счастливым концом, нас умиляют маленькие котята, чарующие пейзажи моря и заката, мы восхищаемся красотой людей и животных, заботой матери, неустанными действиями родителей по отношению к своим детям... И таких маленьких каждодневных примеров тысячи. Складывается впечатление, что Вселенная действует по одному Принципу, направляющему ее к высшей цели, минуя различные недостатки и огрехи.

Огрехи. Да. В жизни каждый человек сталкивается с такими проявлениями, которые сложно отнести к категориям добра. Нас возмущают и глубоко трогают несправедливость, подлость, зло и смерть. Это настолько сильно въелось в полотно жизни, что порой кажется добро никогда не преодолеет стену различных проявлений зла. Но в нормальном состоянии, человек все же более склонен к добрым качествам, нежели к злым и порочным. Это реалии человеческой истории, и начало такому состоянию дел было положено нашими Прародителями.

Если следовать библейскому рассказу, Адам и Ева не были озабочены какими либо нравственными вопросами. Для них попросту не существовало таких ситуаций, где надо было провести бессонную ночь в поисках правильных решений. "Не зная добра и зла" они постигали мир перед Лицом Того, Кто приходил к ним каждый вечер, "в прохладе дня". Дерево жизни питало их силы, перед ними расстилался безбрежный океан знаний, они были заняты заботой о своем доме, купаясь в любви Творца и друг друга. Все было просто замечательно, но было все же одно маленькое условие - "дерево познания добра и зла" и запрет прикасаться к плодам этого дерева. Этот запрет даже сложно отнести к нравственным вопросам, это скорее относится к той части, которую мы называем свободой выбора, но до определенного момента у них не возникало и мысли приближаться к нему.

Но однажды это произошло. Женщина вступила в диалог со змеем и была поражена "красотами" перспективы быть как Бог. Отведав запретных плодов, она нарвала еще несколько и принесла их мужу.

Впервые Адам остро осознал необходимость выбора между верностью Бог и любовью к жене. Мысль о смерти Евы, одиночество, щемящим чувством поразила его сердце. Глубокая благодарность Богу, красоты Едема, вечная жизнь с одной стороны и смерть Евы поставили первого человека в такие условия, что он столкнулся с нравственной дилеммой, как поступить? Что лучше? Потерять Еву или бесконечное общение с Богом?

Вкусив плодов "дерева познания" Адам сделал осознанный выбор. Он не был обманут и полностью осознавал свой шаг, тем не менее до конца не понимая, что ждет их дальше? Страх и желание скрыться, первое что ощутили Прародители, когда пелена тумана рассеялась и они осознали себя нагими. В мир пустилась река, несущая с собой трагедии, мучительные страхи, зло и в конечном итоге - смерть. Всему человеческому роду предстояло теперь на себе испытать каково это - узнать добро и зло.

Приговор змею, жене и Адаму содержит в себе одну важную деталь, она скрывается в словах: "И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт 3:14-15). Эти слова адресованы Змею, как родоначальнику греха. Люди стали пленниками, они вкусили его волю, и делать зло стало для них так же естественно, как и тому, кто впервые согрешил. Вражда - это то, что Бог вызывает в каждом человеческом существе, желание противостоять злу, учиться, расти в понимании добра в данном случае, не типична для нас и исходит от Самого Бога.

Изгнание из сада случилось незамедлительно. Люди потеряли свой дом, мир уже не был таким приветливым и дружелюбным как ранее. Тяжелый труд, мучительные потери, скорбь, все это в полной мере предстояло узнать только потому, что им захотелось отведать "добра и зла".

Как то вечером, Ева не дождалась своего младшего сына, он не пришел. Каин на все вопросы отвечал уклончиво и что то старательно утаивал. Ее первенец, вся ее надежда (слово Каин переводится как "обретение" и по мысли Евы видимо был обещанным спасителем) стал угрюмым и непокорным. Когда открылось, что младший погиб от рук старшего Ева была потрясена. Муки рождения, бессонные ночи, были не сопоставимы с душевной травмой, когда дилемма коснулась ее лично. Убийство! Смерть детей, конфликты в семье, сколько еще предстояло людям пережить за свою историю мрачных и ужасных событий?

В высшем смысле вся Вселенная, все сыны Божьи, те, кто "восклицал от радости" однажды стали очевидцами еще одного глубоко нравственного поступка, тяжелейшего выбора Сына Божьего умереть за нечестивый род.

"Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас... (Рим. 8:32)

Это стало отправной точкой спасения человечества. Точкой, когда Бог выгнал Первых из сада, предварительно одев их в кожаные одежды. Точкой, когда полная надежд Ева возлагала мессианские ожидания на своего первого сына и которым не суждено было сбыться. Точкой, когда на одной "Лысой горе" воплотились желания веков в смерти Сыне Бога Живого...

Жизнь преподносит сюрпризы. Да, не все так хорошо, как бы нам хотелось исходя из естественного чувства и желания добра. Немало пролито слез и крови за всю историю человеческого рода. Немало остается вопросов, на которые мы не находим ответа. Но однажды наступит момент Истины и это время с каждым днем становится все ближе.