Найти в Дзене

На выставку Оскара Рабина в квартире на Большой Черкизовской стояла очередь

В ноябре исполнилось два года, как не стало Оскара Рабина, лидера художников-нонконформистов, одного из организаторов «Бульдозерной выставки». Последние сорок лет он провел во Франции, а с 1965 по 1978 год жил в пятиэтажке на Большой Черкизовской улице, 8, корп. 3. Об этом рассказали жители соседних домов и славист из Германии, автор многочисленных статей и мультимедийного сборника о Лианозовской группе Сабина Хэнсген, она много раз встречалась с Рабиным. Селёдка в окне Борис Андреевич из дома 8, корп. 2, до сих пор помнит очередь, которая выстраивалась весной 1975 года к соседней пятиэтажке, где в квартире на первом этаже проходила выставка картин Оскара Рабина и его жены Валентины Кропивницкой. - Хвост был длиннющий, почти до рынка, - вспоминает Борис Андреевич. – Публика тихая, никто не шумел. Элле Шиманской – раньше она жила в доме 6, корп. 3, тогда было одиннадцать лет, она училась в пятом классе. - Мои родители любили живопись, но о том, что рядом живет Рабин, не знали. И тут мам

Художник Оскар Рабин. Фото с сайта https://art-assorty.ru
Художник Оскар Рабин. Фото с сайта https://art-assorty.ru

В ноябре исполнилось два года, как не стало Оскара Рабина, лидера художников-нонконформистов, одного из организаторов «Бульдозерной выставки». Последние сорок лет он провел во Франции, а с 1965 по 1978 год жил в пятиэтажке на Большой Черкизовской улице, 8, корп. 3. Об этом рассказали жители соседних домов и славист из Германии, автор многочисленных статей и мультимедийного сборника о Лианозовской группе Сабина Хэнсген, она много раз встречалась с Рабиным.

Селёдка в окне

Борис Андреевич из дома 8, корп. 2, до сих пор помнит очередь, которая выстраивалась весной 1975 года к соседней пятиэтажке, где в квартире на первом этаже проходила выставка картин Оскара Рабина и его жены Валентины Кропивницкой.

- Хвост был длиннющий, почти до рынка, - вспоминает Борис Андреевич. – Публика тихая, никто не шумел.

Элле Шиманской – раньше она жила в доме 6, корп. 3, тогда было одиннадцать лет, она училась в пятом классе.

- Мои родители любили живопись, но о том, что рядом живет Рабин, не знали. И тут маме звонит подруга: «Вы на выставку ходили, ну, которая у вас в соседнем доме?»

Они собрались и пошли. Стояли минут сорок. У подъезда – нумерация с тех пор изменилась, тогда это был корпус № 5 - дежурил милиционер, всех спрашивал «Ну, что вы туда идете, что там интересного?» Папа рассказывал, что помнит картину «Паспорт», а также необычный натюрморт - с приклеенной чашкой.

Элла в квартиру заходить не стала, но в окно заглянула.

- Занавески были не задернуты, я увидела картину, где изображена селедка, кажется, даже несколько.

Большая Черкизовская, 8, корп. 3. Подъезд, где жил Оскар Рабин. Фото автора
Большая Черкизовская, 8, корп. 3. Подъезд, где жил Оскар Рабин. Фото автора

Переехал из Лианозова

В трехкомнатную квартиру площадью 59 кв. м. в новенькой, только что сданной пятиэтажке на Большой Черкизовской, Оскар Рабин с семьей – женой, художницей Валентиной Крапивницкой и детьми Катей и Сашей въехал весной 1965 года. Как вспоминал сам художник в своей книге «Три жизни», это был кооператив, купленный за 5 тысяч рублей.

- До этого они жили в Лианозове, в бараке поселка Севводстрой, - говорит Сабина Хэнгстен. - Оскар Яковлевич работал на Комбинате декоративно-оформительского искусства и в то же время был центром Лианозовского кружка - объединения художников и поэтов – представителей неформального искусства. Они собирались в его комнате по воскресеньям, общались, читали стихи, показывали свои картины. Объединял их другой, отличный от официального взгляд на действительность.

На картинах Оскара Рабина того времени, как впрочем, и позже, бараки, заборы, столбы, кладбище, слякоть, дороги в колдобинах, коты, селедка, разделанная на газете, откупоренная водка, скрипки, ромашки, луна.

Оскар Рабин. Неправда. http://izbrannoe.com/news/iskusstvo/oskar-rabin-ya-za-elitarnost-v-iskusstve/
Оскар Рабин. Неправда. http://izbrannoe.com/news/iskusstvo/oskar-rabin-ya-za-elitarnost-v-iskusstve/

«Волга» со шторками

Понятно, что властям художественный язык, далёкий от соцреализма, не нравился. Не нравился и интерес к нонконформистам со стороны иностранных дипломатов – они покупали картины неформальных художников, увозили на Запад, передавали в музеи. Хрущевская оттепель кончилась, в газетах появились статьи «Жрецы помойки № 8», "Бездельники карабкаются на Парнас", «Они искажают советскую действительность». Около барака, где жил Рабин, начала дежурить «Волга» со шторками. Кстати, и само название – Лианозовская группа – родилось в недрах спецслужб – так именовали сообщество «барачных» художников и поэтов агенты наружного наблюдения в своих донесениях и рапортах.

После переезда на Преображенку содружество художников не распалось. Начались выставки и перфомансы – неформальные и полузапрещенные в Москве и успешные за границей.

С женой Валентиной Кропивницкой и сыном Александром http://oscar-rabin.web61.server4.configcenter.info/life-rabin-russian/
С женой Валентиной Кропивницкой и сыном Александром http://oscar-rabin.web61.server4.configcenter.info/life-rabin-russian/

- Это не была политика, они не оспаривали порядок вещей, они в нём жили, - говорит Сабина Хэнсген. – Это была попытка найти свой язык, попытка сказать о жизни по-своему, без идеологических и речевых штампов. Кроме того, возникала особая поэтика городской окраины, созвучная европейскому неореализму.

Разгоняли бульдозерами и поливальными машинами

Вернисаж у Рабина на Черкизовской – одна из семи квартирных выставок, которые проходили в апреле-мае 1975-го года на дому у художников-нонконформистов по всей Москве.

- Возможности официально показать свои работы у них не было, - напоминает Сабина Хэнсген ситуацию 40-летней давности. - Ни один выставочный зал, салон, галерея их картины не брали - слишком отличалось то, что и как они рисовали, от официального советского искусства. Несколько экспозиций, которые были открыты с помощью друзей в НИИ и клубах, закрывались по указанию сверху в тот же день.

Не удалось провести полноценную вывеску и на открытом воздухе. В этом году исполняется 45 лет знаменитой бульдозерной выставке. 15 сентября 1974-го, на пустыре в Беляеве художников разогнали бульдозерами и поливальными машинами, часть картин была порвана. Выставка, которую позволили показать через две недели, 29 сентября, в Измайловском парке, продолжалась всего четыре часа – с 12 до 16.00.

Оштрафовали за окурок…

Единственным местом, где неофициальные художники могли показать зрителю свои картины, оставалось их собственное жилье.

- Власть о готовящихся выставках знала – художники написали письмо в Моссовет и горком партии. За две-три недели по домам начали ходить участковые, предупреждать, что хозяевам грозит штраф за нарушение порядка, мол, наплыв зрителей помешает соседям. Обрабатывали и жильцов – советовали зайти на выставку, а потом написать заявление о том, какую дрянь и гадость там показывают.

Оскар Рабин. Чертово колесо. https://artchive.ru/artists/25817~Oskar_Jakovlevich_Rabin/works/563569~Nepravda
Оскар Рабин. Чертово колесо. https://artchive.ru/artists/25817~Oskar_Jakovlevich_Rabin/works/563569~Nepravda

Зрителей оказалось очень много. Большинство вели себя корректно, как и полагается на вернисажах. Но были и провокации – мужчина и женщина, представившись сотрудниками отдела культуры исполкома Куйбышевского района, потребовали немедленно снять антисоветские картины.

- На следующий день Рабина вызвали в 30-е отделение милиции, показали кучу жалоб и заявлений от жильцов и сказали, что этого достаточно, чтобы исключить его из членов кооператива, взнос ему вернут, но квартиру и прописку он потеряет. Однако для начала ограничились штрафом в 10 рублей - за окурки и плевки на лестнице и на тротуаре.

…и лишили гражданства

Выставка в квартире Рабина работала две недели - с перерывом на майские праздники. На следующий день после закрытия его пригласили на заседание Объединенного горкома художников-графиков Москвы, членом которого он состоял, и объявили, что исключают. Это означало, что 49-летний художник, создатель сотен картин и рисунков, стал считаться тунеядцем. Начались постоянные вызовы в милицию, звонки, повестки. Весной 1977 его арестовали и продержали ночь в КПЗ. В январе следующего года вынудили уехать из страны. 23 июня 1978 года лишили гражданства.

«Чайка» на Преображенке

30-е отделение милиции увековечено на картине Рабина «Чёртово колесо» - угол красного здания с вывеской «30-е отд. мил. и КГБ». Запечатлена Преображенка и в других работах художника - храм святого Николая, Преображенское кладбище, коробки новостроек.

Оскар Рабин. Большая Преображенская улица https://artchive.ru/artists/25817~Oskar_Jakovlevich_Rabin/works/386149~Pis'mo_B_Cherkizovskaja_ulitsa
Оскар Рабин. Большая Преображенская улица https://artchive.ru/artists/25817~Oskar_Jakovlevich_Rabin/works/386149~Pis'mo_B_Cherkizovskaja_ulitsa

А один рисунок так и называется: «Письмо. Б. Черкизовская улица». Городской пейзаж полувековой давности на нынешний не похож. Чуть скошенные, как будто шагающие многоэтажные дома, с вешалками телевизионных антенн на крыше. За ними громоздятся бараки и деревянные дома. Вдали силуэт церквушки, на переднем плане - горбатый троллейбус и невесть откуда взявшаяся «Чайка» поперек всей улицы – не исключено, что кто-то из западных дипломатов едет смотреть картины Рабина. Надо всем этим – небо, перечеркнутое проводами, дорожный знак «Гужевое движение запрещено» и автопортрет Оскара Рабина - вверх ногами, на марке в 5 копеек.

Внизу печатными буквами – последний московский адрес художника.

https://newsvostok.ru/hudozhnik-nonkomformist-oskar-rabin-13-let-prozhil-na-bolshoj-cherkizovskoj/

Подробнее о лидере группы "20 московских художников" Корюне Нагапетяне можно прочитать вот здесь