Художник-нонконформист Корюн Нагапетян (1926-1999) , основатель группы «Двадцать московских художников», один из участников «Бульдозерной выставки», в середине 70-х годов жил в Северном Тушине. О том, как маляр Бирюлевского депо стал лидером художников-авангардистов, рассказал его сын Владимир Нагапетьян - не удивляйтесь, их фамилии пишутся по-разному.
«Вторжение Земли в Гелиосистему»
Жители окрестных домов до сих пор помнят очередь, которая тянулась весной 1975 года к длинной девятиэтажке на улице Вилиса Лациса, 4, корпус 3, где в квартире на верхнем этаже проходила выставка картин Корюна Нагапетяна.
За сорок с лишним лет нумерация домов и " приписка" к улицам изменилась. Как подтвердили в ГБУ "Жилищник" Северного Тушина, сегодня это дом 24, корпус 2 на Туристской улице.
-Входная дверь не закрывалась допоздна, прийти посмотреть мог любой желающий, - вспоминает Владимир Корюнович. – Выставка шла в течение двух недель, с перерывом, первый этап на Вилиса Лациса, второй - на бульваре Яна Райниса, 20, корпус 2 - второй адрес нашей семьи в Тушине. Всего отец выставил около пятнадцати работ: «Эмбрион», «Березы России», «Солнце», «Луна», «Молитва», «Всемирный потоп», «Вторжение Земли в Гелиосистему», «Первые три минуты» и другие.
Была и фотография: в квартире на Яна Райниса поперек комнаты натянули бечевку, на ней висели черно-белые снимки фотохудожника Серова, летописца движения нонконформистов.
Картины не брали на выставки
Вернисаж у Нагапетяна - одна из семи квартирных выставок, которые проходили весной 1975-го года на дому у художников-нонконформистов по всей Москве.
- Возможности официально показать свои работы у них не было. Ни один выставочный зал, салон, галерея их картины не брали - слишком отличалось то, что и как они видели и изображали, от официального советского искусства.
Грузил хлопок в Бухаре
В Тушино Корюн Григорьевич переехал из Бирюлева, где жил с начала 50-х.
- Отец родился в 1926 году вблизи города Ленинакана, в селе Хацик, стал механизатором, занимался рационализаторством. В 1944 году из-за аварии – трактор, на котором он вез зерно, перевернулся, просыпался драгоценный груз - ему дали 10 лет. Отсидев часть срока, бежал из лагеря, скрывался в Узбекистане, грузил хлопок в Бухаре, потом работал художником в Ташкенте, в краеведческом музее.
В начале 50-х перебрался в Москву. Сначала устроился маляром в вагонном депо «Бирюлево», потом перешел на ЗИЛ.
Поезд Ленина
С рисованием, бумагой, красками Корюн имел дело всегда. Попав после заключения в воровскую шайку, он выжил благодаря тому, что научился делать десятки и сторублевки – не отличить от настоящих.
А в Бирюлевском депо ему - как лучшему маляру – поручили участвовать в реставрации траурного поезда Ленина – того самого, на котором тело вождя после смерти было доставлено из Горок на Павелецкий вокзал.
- Нас, когда я учился в школе, около этого поезда принимали в пионеры, отец поехал со мной, улучил минуту, и показал нашу фамилию, выбитую зубилом где-то в укромном месте.
Неоконченный пасьянс
Каким образом передовой рабочий, человек уже под 40, с большим и трудным жизненным опытом, стал художником - авангардистом?
- В середине 60-х из-за производственной травмы отец лишится глаза . С завода пришлось уйти. Но это не помешало ему поступить в Строгановку – чтобы пройти медкомиссию, он просто выучил наизусть таблицу, по которой проверяют зрение. К этому времени он работал художником-шрифтовиком на производственно-оформительском комбинате ВДНХ. Там рисовали афиши и плакаты, разрабатывали дизайн, занимались оформлением павильонов.
В том же цехе трудился-плакатистом Владимир Немухин, художник- авангардист, уже создавший свои «Неоконченный пасьянс», "Крест", "Гитару N 3".
Он познакомил коллегу со своими друзьями Оскаром Рабиным, Николаем Вечтомовым, Лидией Мастерковой, Львом Кропивницким и другими художниками-нонконформистами.
Поврежденные «Эмбрионы»
В 1974 году Рабин пригласит Нагапетяна участвовать в выставке, которую потом назовут Бульдозерной.
- У меня до сих пор хранится картина «Эмбрионы», которую отец повез туда, чтобы продемонстрировать ее своим коллегам и зрителям участвовать.Только установил на треножнике, начали разгонять. Холст поврежден, угол погнут.
Участвовал Нагапетян и во второй выставке на открытом воздухе – в Измайловском парке. Она продолжалась всего четыре часа – с 12 до 16.00.
"Бездельники карабкаются на Парнас"
Это не была политика, они не оспаривали порядок вещей, они в нём жили.
Это была попытка найти свой язык, попытка сказать о жизни по-своему, без идеологических, художественных и духовных штампов.
Однако властям художественный язык, далёкий от соцреализма, не нравился. Не нравился и интерес к нонконформистам со стороны иностранных дипломатов – они покупали картины неформальных художников, увозили на Запад, передавали в музеи. Еще в 1960-м году, во время оттепели, в газетах появились статьи «Жрецы помойки № 8», "Бездельники карабкаются на Парнас".
Больше не тунеядцы
Дело в том, что не входившие в Союз художников живописцы, графики, скульпторы - считались неработающими. «Тунеядцев» вызывали в милицию, штрафовали, задерживали, судили и сажали.
Ситуация изменилась в 1975-1976 годах зашла речь о создании Московского объединенного комитета профсоюза художников-графиков. Решение об этом принял первый секретарь МГК КПСС Виктор Васильевич Гришин.
Первым таким объединением стала секция живописи при Московском профсоюзе художников-графиков.
Им выделили три небольших подвальных помещения на Малой Грузинской, 28.
Первоначально в секцию вошло сто «неформалов». Первая выставка состоялась в январе-феврале 1977 года.
- С одной стороны, это была победа, с другой – начались новые проблемы. Из-за небольшого размера выставочных залов каждый художник мог выставить лишь 1-2 работы. Это вызывало споры, конфликты.
"19 не против одного"
Нагапетян предложил разделить сотню на несколько частей. Одну из них - "20 московских художников" - возглавил сам.
- Отец считал, что 20 - цифра особенная. Это и 20-е годы, когда зарождался русский авангард, и XX век, и, возможно, 20-й съезд партии.
Кроме того, в секции действовал принцип: "19 не против одного": все члены группы разные, каждый может иметь свое мнение.
"20 московских художников" провели 11 выставок, каждая из них становились событием в Москве. На многих побывал и Владимир Высоцкий, он жил в этом доме.
Простреленный пейзаж
С начала 80-х Корюн Нагапетян начал отдаляться от живописи.
- Отец занялся общественной деятельностью, политикой, публицистикой, выступал на митингах.
Это в какой-то мере послужило причиной гибели Нагапетяна.
25 июля 1999 года Корюн Григорьевич был застрелен у себя дома - с конца 80-х он жил в Отрадном, недалеко от улицы Хачатуряна.
Пуля прошла навылет и пробила картину, которая стояла сзади - «Озеро Севан». Преступника так и не нашли.
Незадолго до смерти Нагапетян закончил работу над книгой, которую назвал «Вторжение Земли в Гелеосистему» - так же, как картину, которая висела когда-то в мастерской на Вилиса Лациса.
Подробнее об Оскаре Рабине, который жил у метро "Преображенская площадь" можно прочитать вот здесь.