Что такое команда мечты? Какие ее основные признаки и каковы секреты построения такой команды? Продолжаем знакомиться с подходами к оценке эффективности команд и путями улучшения командных результатов.
Каждый в понятие «команда мечты» вкладывает свой смысл. Скорей всего, всем важно, чтобы это было взаимодействие равноправных коллег, чтобы они успешно достигали общей цели, и при этом чтобы их глаза горели, сердца пылали – чтобы им нравилось делать то, что они делают.
Все великое создается командой
Компании такое положение вещей всегда выгодно, ведь когда сотрудники работают вовлеченно и на пике собственной эффективности, они сами укрепляют свои мускулы и реализуют цели компании. Компании, и каждому ее сотруднику нужны высокоэффективные команды.
Как говорил Стив Джобс, все великое в бизнесе никогда не делается одним человеком, оно делается командой людей.
Та же суть заложена в английское слово TEAM: Together Everyone Accomplishes More – вместе каждый достигает большего!
Признаки команды
Многие спрашивают, как понять, что это команда? Я уже развернуто рассказывал о стадиях формирования команды и признаках на каждой стадии. Признаки команды – это признаки уже сформированной эффективной команды. Есть много моделей определения признаков эффективной команды, например, модель Хокинса, о которой был отдельный материал. Существуют другие модели, но ключевые признаки в них повторяются:
- Наличие общей цели, а не множества индивидуальных.
- Доверие друг к другу вместо одиночества и отчужденности.
- Сотрудничество вместо конкуренции.
- Работа на общий результат.
- Творчество вместо стереотипных действий.
- Конструктивная самореализация вместо борьбы за выживание.
- Эффект синергии вместо одиночного прорыва.
Как построить высокоэффективную команду. Модель GRPI
Для построения высокоэффективных команд используют модель GRPI. Модель была предложена Рубиным, Пловником и Фраем в 1977 году.
- Goals – цели.
- Roles – роли.
- Procedures – процедуры, правила.
- Interpersonal relations – межличностные отношения, коммуникации.
Прежде всего у команды есть общая цель, каждый знает свою роль, свое место в структуре, свою функцию с учетом своих психологических особенностей, способа мышления. Например, если сотрудник способен анализировать информацию, он будет в команде аналитиком, а не пиарщиком.
Внутри команды обязательно вырабатываются правила и процедуры, которые позволяют всем участникам четко взаимодействовать на пути к достижению целей. Если не договориться, каждый начнет действовать, исходя из своих собственных представлений.
Команда – это живой организм, где коммуникация – кровеносная система. Настроенная своевременная и качественная доставка информации помогает команде выполнять свои функции качественно.
К этой модели добавляют еще один элемент: Values – ценности. Речь идет не о декларируемых ценностях, которые разработало какое-то агентство для компании, а тех, которые определили сами участники, чтобы реализовать свою стратегию, в разработке которой они тоже участвовали. Сейчас в тренде подбирать сотрудников по ценностям, переводить ценности в компетенции и соединять их. Этот пятый элемент делает команду по-настоящему эффективной, а систему – живой, рабочей, особенно сегодня.
Для построения высокоэффективных команд, которые сами определяют свои ценности и стратегию, проводят командный коучинг. Роль коуча – выступать катализатором и фасилитатором, способствующим достижению целей бизнеса в эпоху постоянных изменений за счет открытого и конструктивного взаимодействия в команде.
Ценности команд
Как могут звучать ценности команд?
Некоторые ценности, которые могут быть актуальны как внутри команды, так и во взаимодействии с внешней средой:
- Люди. Ценность каждого человека и вера в каждого человека.
- Результат. Фокус на результате и стремление к достижению большего.
- Развитие. Вдохновлять людей к самореализации и развитию, а бизнес – к росту.
- Ответственность. Уважение к свободе каждого, ответственность за свои действия.
- Любовь. Делать свое дело с любовью к людям.
- Польза. Радость от того, что приносишь пользу людям, бизнесу, обществу.
- Энергия. Заряжать энергией все, к чему прикасаемся.
- Открытость. Открыто действовать, думать, говорить.
Принципы коммуникаций в команде
В эффективной команде существуют принципы коммуникаций. Пример – Пять «О»:
- Открытость.
- Осознанность.
- Ответственность.
- Ограничения.
- Обучение.
Практикуют также подход «Что – Как»: ЧТО делаем и КАК делаем. Коммуницируя, следить не только за содержанием, но и за подачей. Это касается постановки задач, обратной связи, обучения, разрешения конфликтных ситуаций.
Как понять, что компания процветающая и успешная – 5 характеристик
Характеристики, которые стоит развивать:
- «Видение поля». У футболиста нет времени думать – можно проиграть игру. Так и в бизнесе. Важно, чтобы все четко понимали общие цели и где в каждый конкретный момент находится команда. Понимание своей позиции отличает сильного игрока от посредственного.
- Способность общаться в команде. Умение донести до каждого информацию без искажения, от каждого получить реальную информацию, и уметь защитить интересы команды.
- Общее развитие. Способность расти, развиваться и двигаться вместе и в одном темпе, реализуя миссию компании. Ровняться на первых, подтягивать отстающих – все это реально в успешно развивающейся команде.
- Слаженность, доверие и взаимопомощь. Это позволяет работать, как единое целое.
- Стремление быть частью команды, предложить ей свои лучшие способности. В сильной команде каждый занимает место согласно самым сильным своим сторонам.
Все это – ориентиры, к которым следует стремиться. Знать цель – это уже половина дела.
Читайте о лидерстве, развитии команд и трендах корпоративного обучения в блоге на моем сайте gershanovich.ru.