Роман "К востоку от Рая" отозвался во мне по многим причинам
В моем детстве был недолгий период, когда бабушка часто сравнивала меня с моей сестрой, подчеркивая, какая я плохая по сравнению с ней. И хотя длилось это не так долго, такие установки долго мешали мне во всем. Я вела себя еще хуже, чем хотела, и считала, что меня нельзя любить.
К сожалению, психологи считают это одной из основных ошибок в воспитании. Даже если один ребенок ведет себя хуже, чем другой, нельзя это все время подчеркивать, потому что для ребенка это – разрешение вести себя еще хуже. «Я плохой, значит, мне все можно, а вот сестра-брат хорошие, пусть и ведут себя хорошо».
В романе Стейнбека одной из основных становится история двух братьев, один из которых – всегда ведет себя хуже. Мало того, что сын похож на мать, все семейство подозревает, что он слишком похожа на мать, которая бросила детей сразу после родов и сбежала работать в бордель. Всю книгу читатель мучается неизвестностью - станет ли сын похож на мать в полной мере? Или все-таки воспитание отца не позволит ему вырасти жестоким?
Есть и еще один любопытный вопрос,
на который читатель вроде бы получает ответ в конце: почему Кэти, мать мальчиков, такая беспринципная? Почему она не захотела жить в семье, на ферме, в достатке, с любящим мужем? Чего ей не хватало?
Как же плохо читать статьи по психологии, они рушат магию художественной литературы. Так, статья о скрытой психопатии среди женщин разрушила для меня магию этого вопроса. С первых строк я заподозрила, что Кэти не способна на эмоции не по своей воле, и впоследствии убедилась в этом.
В этой связи мне интересен новый вопрос: можно ли обвинять человека в бесчувственности, если он психопат? Ведь это особенность работы мозга, а не вопрос выбора.
Роман, по мнению Джон Стейнбека, стал вершиной его творчества:
«В нем есть все, что я смог узнать на протяжении всех этих лет о своем ремесле или профессии. Думаю, все то, что я написал до этого, в известном смысле, было тренировкой для написания этого романа»
⠀
В названии романа не зря фигурирует слово «Эдем», ведь в нем есть частые отсылки к библейской истории Каина и Авеля – через двух братьев. Помимо этого, автор пытается разобраться, что происходит в душе людей без эмоций, как Кэти, которая не способна испытывать привязанность или жалость, а затем, что происходит в душе одного из ее сыновей, носителя ее генов.
Должен ли он поддаться наследию и стать таким же безжалостным, как мать? Или не все обусловлено родом и происхождением?
Ответ нам дан отцом мальчика:
'Timshel’ – библейской фразой, которая переводится как «Ты можешь».
Это одна из моих любимых философских тем: о том, насколько мы можем управлять своим характером, насколько мы можем сами воспитывать себя, если нам не повезло в детстве с воспитанием, и были какие-то психологические травмы. В какой момент гены перестают быть генами и превращаются в удобное оправдание?⠀
Этот роман можно назвать и сагой, ведь в нем описывается жизнь нескольких поколений. На мой взгляд, он менее социально острый, не такой, как «Гроздья гнева», но в нем больше психологизма и личной философии.
Читали ли вы Стейнбека? Встречали ли в жизни людей без эмоций? Сразу ли распознавали их?