Недавно мне попался саркастический текст про советы коуча. Я читала и узнавала в этом коуче себя — как репетитора.
Если задуматься: а зачем нужен коуч? Чтобы диктовать рецепты борща? Почему бы не посмотреть рецепт в поваренной книге?
Коуч не просто дает рецепт. Коуч учит варить борщ.
Репетитор не просто дает приёмы решения — он еще учит решать задачи, и это вовсе не то же самое.
Приходит ученик к репетитору с уравнением cos 2x – 3cos x + 2 = 0.
— А как решать?
— Ну мы ведь уже решали тригонометрические уравнения. Давай решим еще одно.
— И что делать?
— Попробуй заметить что-то, за что можешь зацепиться, цепляйся и решай.
— А на что обратить внимание?
— Да на что хочешь. Заметишь что-то знакомое, вот и двигай в эту сторону.
— Ну чуть-чуть подскажите.
— Да тут нет какого-то обязательного приема, подходи с любой стороны.
— А с чего начинать?
— С чего хочешь. Вот чего тебе больше всего хочется сделать, то и сделай.
— Я не знаю, что делать.
— Не жди, что я буду решать за тебя, пробуй сам.
У меня действительно бывают такие диалоги. Некоторые ученики всеми силами увиливают от самостоятельных действий и стараются получить рецепт — инструкцию, которую они смогут выполнить. Этим детям нужно помогать, но совсем не так, как им хочется.
Если повар не впервые стоит у плиты ученик уже решал что-то похожее, я не буду давать ему готовый рецепт — это вредно. Моя цель — научить его действовать самостоятельно, а не выполнять готовые инструкции. Не мытьем, так катаньем я уговорю его сделать первый самостоятельный шаг. А потом ещё и ещё.
— Может быть, сделать замену переменных? — Отлично, что ты заменишь? Как выразишь все остальное?
— Может быть, преобразовать, чтобы у всех функций были одинаковые аргументы? — Прекрасно, этим приемом важно овладеть. К какому аргументу будешь приводить?
—Может быть, какая-то формула поможет? — Замечательно! Знаешь ли ты формулы, похожие на то, что есть в уравнении?
— Может быть, через дискриминант? (Упс, похоже, есть серьезные пробелы, надо ими заняться.)
Готовые рецепты — это не то, зачем приходят к коучу или к репетитору.
Решить задачу — это как поймать мышь, которая прячется в куче камней. Ученик высматривает: не торчит ли где-нибудь хвостик, за который можно потянуть и вытащить мышку за ушко да на солнышко. Учитель наблюдает за учеником: куда он умеет смотреть, на что обращает внимание, в какую его сторону направлять, чтобы ученик набрал нужный ему опыт.