Мне доводилось раньше читать, что один герцог, пылкий поклонник Наполеона, слыл оригиналом. Но только одна из статей в модном журнале 1880-х сделала картину более полной. И, судя по тому, что пишут в других, более солидных источниках, если чудачества герцога и преувеличены, то не намного!
Итак, вот он, наш герой, Эмиль Леопольд Август Саксен-Гота-Альтенбургский. Родной дедушка принца Альберта, супруга королевы Виктории (матушка Альберта была его единственным ребёнком). Симпатичный, правда?
"Он был государь добрый и мудрый, поощрял торговлю и промышленность, и всячески заботился о благе своих подданных, но в домашней жизни вёл себя так, что приближённые его не раз сомневались, в здравом ли он уме. В особенности ненавистен был ему тогдашний мужской костюм; он надевал его только в крайней необходимости, в приёмные дни и во время выездов; дома же придумывал себе всевозможные фантастические костюмы, то одевался брамином, то греком, то туркой, и т.п. Чаще всего являлся он придворным в женском платье, в ожерелье, в браслетах, и в женском парике, на который накинут был длинный вуаль".
"Комнаты его также были убраны до крайности странно. Он собственноручно сработал себе часы, имевшие вид мёртвой головы; в одной из глазных впадин находился циферблат, стрелкою для которого служил длинный зеленоватый червяк. у него было фортепиано, на котором стоило взять известный аккорд, чтобы получить в лицо сильную струю воды. Его любовь к мёртвым головам была так велика, что он велел сделать себе карету в виде черепа, окнами которой служили глазные впадины. Когда Наполеон однажды посетил его столицу, герцог выслал ему эту карету в знак особого уважения. Но Наполеон отклонил от себя эту почесть. Любимая комната герцога была вся выкрашена голубою краскою, и усеяна золотыми звёздами. В этой комнате, изображавшей свод небесный, проводил он целые часы, погружённый в мечтания".
В статье написано, что последние годы жизни его мучили страшные фантастические видения, и ночью, завернувшись в белый плащ, он бродил по дворцу со вздохами и стонами. А вернувшись в спальню, становился на колени около постели, утыкался в неё лицом, и плакал до тех пор, пока не засыпал от утомления.
Умер герцог Август всего в сорок девять лет, и "завещал, чтобы его похоронили без гроба, а просто положили завёрнутого в плащ на скамейку в склепе, нарочно построенного им для того на острове, посреди небольшого озера недалеко от замка".
Не могу отделаться от мысли, что в наше время, куда более терпимое, герцогу было бы проще.
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory