Найти в Дзене
Судострой

Секрет производительности завода "Красное Сормово"

1. На территории завода "Красное Сормово" / Фото: Судострой
1. На территории завода "Красное Сормово" / Фото: Судострой

В уходящем году нижегородский завод "Красное Сормово" сдал заказчику десять судов. Среди них круизное судно "Мустай Карим" и девять сухогрузов проекта RSD59. По количеству сданных за 2020 год сухогрузов сормовичи находятся на первом в России месте, опережая на два сданных корпуса идущую на втором месте Окскую судоверфь. Побывав в минувшем августе на предприятии, автор блога "Судострой" посмотрел, благодаря помощи пресс-службы предприятия, как устроен один из самых производительных российских заводов, ведущий свою историю с 1849 года.

2. Главная проходная завода / Фото: Судострой
2. Главная проходная завода / Фото: Судострой

Производственный цикл нижегородской верфи включает в себя три основных этапа: корпусообрабатывающий, сборочно-сварочный и судомонтажный. Если объяснять совсем просто, на первом готовится металл и детали из него. На втором формируется корпус. На третьем он насыщается оборудованием.

Как и на многих заводах, производственный цикл начинается со склада стали. Здесь находится металл в количестве, достаточном для постройки двух-трех судов. Помимо листового проката, это уголок, швеллер, полособульб и другие виды профиля.

3. Склад стали / Фото: Судострой
3. Склад стали / Фото: Судострой

Металл проходит дробеструйную обработку и покрывается грунтом. По мере необходимости металл подаётся на участок резки. На заводе "Красное Сормово" используется автоматизированная линия резки профиля. Также присутствуют установки плазменной и термической резки.

4. Участок термической резки / Фото: Судострой
4. Участок термической резки / Фото: Судострой

Если будущим элементам корпуса необходимо придать определённую форму, используется прессовое оборудование. На заводе "Красное Сормово" используются несколько прессов с различным усилием (до 1250 тонн).

5. Прессовое оборудование / Фото: Судострой
5. Прессовое оборудование / Фото: Судострой

Затем подготовленный металл попадает на сборочно-сварочное производство. Основным и наиболее производительным его элементом является линия плоских секций от немецкой компании IMG.

6. Линия плоских секций завода "Красное Сормово" / Фото: Судострой
6. Линия плоских секций завода "Красное Сормово" / Фото: Судострой

Введённая в эксплуатацию в 2006 году линия состоит из шести порталов, на каждом из которых выполняется определённая операция: сварка полотен, тавровых узлов, полособульба, рамного набора и т.д.

7. Портал сварки полособульба / Фото: Судострой
7. Портал сварки полособульба / Фото: Судострой

На выходе из шестого портала формируется панель. За один день на такой поточной линии может выпускаться порядка четырёх панелей габаритами до 12х18 м. Для отечественных производств скорость достаточно высокая.

8. Формирование панели на линии / Фото: Судострой
8. Формирование панели на линии / Фото: Судострой

В этом же цеху можно наблюдать работу сварочного робота.

9. Сварочный робот / Фото: Судострой
9. Сварочный робот / Фото: Судострой

Готовые панели и другие элементы попадают на участок сборки секций. Отличием "Красного Сормово" от других верфей является высокая степень насыщения секций. Здесь устанавливаются трапы, леерное ограждение, опоры трубопроводов и другие элементы.

10. Собранная секция с насыщением / Фото: Судострой
10. Собранная секция с насыщением / Фото: Судострой

В этом же цеху можно увидеть очень интересное сооружение цилиндрической формы, чем-то напоминающее резервуар для топлива, только предупредительного жёлтого цвета. Однако это не хранилище нефтепродуктов, а камера панорамного рентгено-гаммаграфирования судовых конструкций. В своё время завод массово выпускал подводные лодки, и камера активно использовалась. Но для танкеров и сухогрузов такие технологии избыточны, поэтому в настоящее время камера простаивает без дела.

11. Камера рентгеновского контроля / Фото: Судострой
11. Камера рентгеновского контроля / Фото: Судострой

Впрочем, вернёмся к производственному процессу. Сварные швы собранных секций проходят дробеструйную обработку, секции окрашиваются и отправляются на следующий этап. Между цехами по территории завода секции перемещаются на колёсах. С помощью специальных транспортёров.

12. Перемещение панелей по территории завода / Фото: Судострой
12. Перемещение панелей по территории завода / Фото: Судострой

Постепенно из секций формируются блоки, которые и образуют корпус будущего судна. В данном случае, сухогруза.

13. Блоки корпуса будущего судна / Фото: Судострой
13. Блоки корпуса будущего судна / Фото: Судострой

С помощью трансбордера блоки перемещаются в судомонтажный цех, где происходит окончательное формирование корпуса и насыщение его оборудованием.

14. Корпус сухогруза проекта RSD59 в судомонтажном цехе. Слева видны винторулевые колонки / Фото: Судострой
14. Корпус сухогруза проекта RSD59 в судомонтажном цехе. Слева видны винторулевые колонки / Фото: Судострой

Затем сформированный корпус с установленным оборудованием, выводится из эллинга и с помощью уже упомянутого трансбордера спускается по слипу на воду.

15. Трансбордер для перемещения блоков между цехами и спуска судна на воду / Фото: Судострой
15. Трансбордер для перемещения блоков между цехами и спуска судна на воду / Фото: Судострой

После этого наступает непродолжительный период достройки судна на воде, затем проводятся испытания и наконец готовое судно передается заказчику.

16. Слип и достроечная набережная завода "Красное Сормово" / Фото: Судострой
16. Слип и достроечная набережная завода "Красное Сормово" / Фото: Судострой

Вот таким образом в Нижнем Новгороде создаются самые популярные на данный момент отечественные сухогрузы. А ранее и другие суда и корабли. Посетив музей завода "Красное Сормово", становится понятно, что с массовыми сериями это предприятие работает очень давно. Например, серия из 123 грузовых теплоходов проекта 576 была построена в 1950-х годах за пять лет. И ведь на тот момент не было высокопроизводительной линии плоских секций. Видимо, дело не только в оборудовании, но и в традициях организации производственного процесса.

17. Судомонтажный цех завода "Красное Сормово" / Фото: Судострой
17. Судомонтажный цех завода "Красное Сормово" / Фото: Судострой