Найти тему

Мой незабываемый год в армии. Часть 25: экзамены в учебке

Оглавление

Начинался ноябрь — пятый месяц службы. До распределния из учебки оставалось совсем немного, перед этим нужно было сдать зачёты и экзамены.

На улице стола довольно холодная погода, а в роте была в самом разгаре эпидемия ОРВИ. Когда около 100 человек живут в большом общем помещении, моются в раковине холодной водой, а горячую видят только раз в неделю в бане (а точнее большой общей душевой), то немудрено, что половина роты заболеет. И тут ещё один важный аспект — многие считали, что ходить в медпункте с жалобами на температуру и лёгкое недомогание позорно, в итоге заражали остальных, а потом ехали в госпиталь с пневмонией сразу после наряда.

Лазарет части был забит до отказа, искали возможности разместить больных где-то ещё. Я тоже переболел, но пролежал в медпункте буквально несколько дней, а не как летом.

В такой атмосфере мы готовились сдавать зачёты и экзамены. Были как общевойсковые предметы, вроде военно-медицинской подготовки, так и специальные, которые касались работы на нашей технике.

Расскажу то, что запомнилось больше всего.

Тесты

Для сдачи военно-медицинской подготовки и военной топографии мы писали тесты. Толковых занятий по этим предметам почти не было, поэтому на вопросы про остановку кровотечения и травматический шок помогали отвечать знания, полученные ещё в школе, где я учился в кадетском классе МЧС. При сдаче топографии они тоже пригодились.

Когда сержант выходил из класса, ко мне тут же оборачивались сослуживцы с настоятельными просьбами подсказать. Пытался помочь, хотя и далеко не на все вопросы знал ответы.

Как сдавали огневую подготовку, не помню. В записной книжке есть только упоминание, что автомат разобрать мне не дали, возможно разборкой и сборкой сдача этой дисциплины и ограничилась.

РХБЗ

«Резиновый день» у нас в роте обычно ограничивался лишь отработкой надевания на время противогаза. А на экзамене предстояло сдавать нормативы в ОЗК. За несколько дней до них начали тренироваться: в свободной время пытались научиться как можно быстрее выполнять нормативы №4б «Надевание общевойскового защитного комплекта в виде комбинезона» и №8 «Действия по сигналу "химическая тревога"».

В первом случае нужно за несколько минут (4,35 на «отлично», 5 на «хорошо» и 6 на «удовлетворительно) надеть общевойсковой защитный комплект в виде комбинезона. Сделавший это солдат выглядит примерно так:

Во втором случае нужно было надеть противогаз, присесть на корточки и закрыться плащом. На это нужно потратить меньше минуты (36 секунд на «отлично», 40 секунд на «хорошо» и 50 секунд на «отлично»).

Сдавали экзамен в казарме, в процессе выстроились вдоль всего расположения — от оружейки до торца казармы с телевизором на стене и запасным выходом.

Задачу осложнила одна проблема. Оказалось, что мой ОЗК был мал по росту, из-за чего под ним было трудно полностью укрыться при сдаче норматива №8, а в случае с №5Б не получалось полностью нормально разогнуться. Но причину понял слишком поздно, когда поменяться с кем-либо уже не успевал.

Кое-как, но сдали.

Строевая подготовка

Если со строевыми приёмами в составе подразделения было всё легко, поскольку отрабатывались они каждый вечер, то с индивидуальными было посложнее.

Особенно это касалось строевых приёмов с оружием, которые мы не разучивали. Начали делать это за два дня до сдачи.

Один из строевых приёмов с оружием
Один из строевых приёмов с оружием

Довести до автоматизма новые навыки мало кто успел. Но в целом с задачей справились. Хотя яркие «представления» в исполнении отдельных сослуживцев всё же были. Особенно отличались те, кто не славились хорошей координацией движений. У меня проблем не возникло, но без огрех не обошлось.

Физподготовка

Экзамен по физподготовке оказался самым весёлым. Нужно было сдать километр, стометровку и подтягивания.

В день экзамена на улице была отвратительная погода с температурой около нуля и снегом. Асфальт части, который и так был очень далёк от идеала, покрылся гололёдом. Если бежать километр было ещё как-то можно, то на стометровке в голове была только одна мысль: как бы не навернуться, о результате не думалось.

Подтягивания сдавали в спортуголке роты. Это упражнение давалось сложнее всего: за полтора года до армии меня сбила машина. Тогда отделался вывихом руки и ушибами. Но этот самый вывих полностью не заживал и при нагрузке плечо стремилось снова вылететь. Поэтому подтягиваниями до армии занимался совсем немного и очень осторожно. Уже в части периодически пытался что-то сделать, но страх снова получить вывих останавливал от форсирования событий.

В итоге при сдаче норматива мне засчитали только четыре «чистых» подтягивания, остальные же не учли из-за рывков.

Техника

Самой важной частью экзаменов были предметы, касающиеся работы на технике. Какой — не скажу, могу лишь раскрыть, что комплекс размещался в гусеничной машине и в нём было много электроники.

Экзамен делился на две части: теорию и практику. По поводу исхода не беспокоился совсем, на то были веские причины. Мы были первым призывом, который обучали на эту машину, никто из сержантов и офицеров про неё ничего толком не знал. В итоге пришлось выискивать информацию по крохам из инструкций и методичек. Ещё где-то нашли небольшой обучающий фильм.

Активные занятия на технике начались примерно за три недели до сдачи, за это время удалось научиться включать оборудование, выполнять учебную задачу и выключать. Я вместе с несколькими сослуживцами, кто освоил машину, учили по мере возможности остальных.

Билеты для теоретической части поручили также составить мне. Делались они ночью перед экзаменом. Так что можно считать, что теорию получил автоматом.

Практику принимал гражданский преподаватель непосредственно на машине в парке. В тот день постоянно шёл дождь, укрыться было негде. Больше всего напрягало то, что внутри машины вокруг рабочего места оператора находилось много разного электрооборудования, в том числе работающего при высоком напряжении, мы же были промокшие до нитки. Конечно, всё надёжно скрыто внутри блоков, но всё равно было как-то не по себе.

За технику в итоге получил пятёрки. Сдали все, двоек не было, их просто не ставили.

К слову, после этого экзамена к нашему комплексу я больше никогда не прикасался.

Пир

В честь сдачи экзаменов нам устроили небольшой праздник. Собрали денег, на которые сержанты закупили в городе еды. В казарме вдоль взлётки установили столы из комнаты досуга, долго всё это расставляли, раскладывали по одноразовым тарелкам и всячески сервировали.

Сели за стол, ротный сказал несколько слов, поздравил с окончанием и пожелал хорошей службы после распределения. Это было приятно, поскольку что-то доброе от него слышали редко.

Еда исчезла со стола минут за 10: всё моментально смели, убрали, растащили столы и продолжили дальше жить по обычному расписанию.

Наступало беспокойное время распределения по частям. Дальше ты мог оказаться где угодно: от Южной Осетии до Архангельска, от Калининграда до Хабаровска.

Об этом я расскажу уже в одной из следующих частей.

На этом сегодня всё. Ставьте пальцы вверх и подписывайтесь, если вам интересны мои истории. Также делитесь в комментариях, как сдавали экзамены и зачёты во время вашей службы.

Прошлую часть читайте тут, первую — здесь. Все главы вы можете найти на моём канале.

СЛЕДУЮЩАЯ ЧАСТЬ

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ

ОГЛАВЛЕНИЕ