Найти тему
Записки бешеного графомана

История о том, как советский парень с детства готовился к дедовщине

Наши подписчики прислали много историй про армию, публикую некоторые из них:

**
1-4 классы пришлось учиться в школе-интернате и там конкретную дедовщину прошёл. Там 8-летка была и для первого класса все "старослужащие". Самый "старый дед"- это восьмиклассник, а я в первом. Там классы, а это коллектив. Надоели издевательства, стали отпор дружно давать. Вечером, когда педагог 1 на весь интернат, к нам "дедушки в гости приходили", а мы свет тушили и тёмную им устраивали. Иногда своим попадало, но темно и не видно, а били от души. К нам перестали приходить, потом к нам на этаж боялись подниматься.

В армию шёл и готов был к дедовщине, но с карантина попал в дружную роту. Деды были, дедовщины не было. Старослужащие молодых гоняли и учили, но не унижали и от других дедушек своих молодых защищали. Так решили сами деды - парни, которые уволились при моём призыве. Их молодыми унижали, а когда они сами дедами стали, то не стали унижать других. Мы своих дедов уважали как людей, а не из страха.

У нас ротный ещё раньше ввел систему, что убирают те, кому положено и не важно, дед или молодой. Наряд есть наряд. Дома офицеров были рядом с казармой, а мы были на первом этаже. Ротный мог в любое время, даже не заходя в казарму, узнать, кто полы драит. В наряд заступали экипажем. Сержант дежурным по роте, ему работать не положено и дневальными я и дед. В коридоре полы мыли вместе, потом он шёл ленинскую, спортивную и бытовую комнаты убирать, а я сортир, умывальник и сушилку. Это вроде уважения было дедам, там работёнка почище, но работали все на совесть. Быстрее уберём, быстрее спать будем по очереди, а порядок ротный или старшина проверял. В наряде по столовой деды тоже пахали, но выбирали цеха, где меньше и чище работёнка.

На первом периоде у меня взводным был сержант. Офицера не хватало и командовал срочник на офицерской должности. Он был старше нас, в армию призвали после педагогического училища для младших классов. Мы его уважали, он с нами ел, спал и всегда взводный был при взводе, а он перед ротным отвечал. Он самый главный дед был по возрасту, по службе и по званию. Самый дружный и лучший взвод в батальоне.

**
Служил в ЗабВО в 1974-1976 г., ВВС - 101 ОРАП, г. Борзя, пос. Барнаул, авиагарнизон аэродрома Чиндант-2, техником самолета, лейтенантом после гражданского вуза. Половина эскадрильи были лейтенанты двухгодичники с авиационных гражданских вузов. Некоторые были младшие лейтенанты двухгодичники после Иркутского среднего АТУ ГА. Во 2-й эскадрилье такая же картина по составу. В мою бытность в гарнизоне и аэродроме было 2 авиаполка: истребительный на
МиГ-17/СУ-17 (как раз шёл переход на СУ-17 и наш развед. авиаполк на МиГ-21 (до 1975 года отдельная развед. эскадрилья).

Район, заменяемый через 5 лет - мечта кадровых офицеров, замена шла в основном на заграничные группы войск. Бытовые условия в городке сносные, лётчикам женатым и холостым сразу давали отдельные квартиры в 5-этажках, техническому составу ИАС женатым (даже двухгодичникам) комнаты в коммунальных квартирах на несколько семей (2-3) в 2-хэтажках 1950-х годов постройки, холостым технарям - места в офицерском общежитии (не поднимается рука написать гостиница).

Была гарнизонная котельная, дающая тепло в дома, ночью слабо работала, а потому приходилось использовать дополнительно электрические обогреватели. Трудности бытовые - голая степь, зима без снега 35-40 градусов мороза, летом контраст - днём до 30-35 жара, ночью до 10 и тучи мух, никогда не видел столько; отсутствие работы для жён, плохие продукты, магазины с отсутствием необходимых товаров. Спасал продуктовый паёк по тем ценам, оцениваемый на 20 рублей, на который можно было питаться вдвоём, с докупкой разных вкусностей в Борзе.

Нехватка свободного времени для семьи, служба по 12-14 часов времени - уходишь на службу, магазины ещё закрыты, приходишь - они уже закрыты, жена как раз сидела с только что родившимся сыном зимой 1975 года. Служба: полеты через день, день предварительной подготовки (12 часов), день полётов (14 часов и более) с чистой лётной сменой 8 часов - 3 вылета по 1 час 10 мин, иногда и 4 кратковременных, плюс буксировка самолётов из бетонных капониров на старт, предполётная подготовка, послеполётная подготовка и обратная буксировка и распределение самолетов по капонирам вручную техническим составом эскадрильи, переходя от одного самолета к другому, - это если всё нормально и нет никаких поломок. Особенности службы: бесперспективность, 80% ИАС - потолок старший лейтенант до пенсии. Сейчас нет уже ни Чинданта-2, ни авиагарнизона, - всё заброшено и разрушено в 2000-х.

Читайте также: Правдивая история о том, какой беспорядок творится в авиации

Присылайте свои истории про армию, также прошу подписаться на мой канал, дальше будет интересно! Делитесь статьёй в социальных сетях и ставьте лайки.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц