Найти тему
Музыкальный критик

Почему женщин музыкантов так мало?

Оглавление

Думаю, вам уже набили дикую оскомину массовые “музыкальные передачи” по телевизору, где весьма молодые девицы модельной внешности в не всегда скромных нарядах открывают рот под фонограмму. Однако картина становится совершенно иной, когда начинаешь спускаться ниже, в среду, где крутятся куда меньшие капиталы.

Просматривая недавно опубликованное на моём канале видео с участием группы Nemophila, я задавался некоторыми вопросами. Одним из таких вопросов был “Почему у нас нет таких групп”? Я давно размышляю на подобные темы и сегодня я готов вам их изложить. Я расскажу, почему на Западе профессиональных музыкантов женского пола (не считая вокалистов) найти невероятно сложно.

Причина первая: особенности западной культуры

Корни этой проблемы уходят в историю. С начала Нового Времени и до наших дней, во главе многих ведущих западных государств женщины были правителями далеко не малое количество времени. Можно привести в пример Британскую Империю: женщин среди правителей - едва ли не каждый третий. Можно привести в пример Российскую Империю: там - почти половина. Но суть в том, что, находясь у власти, они ощутимо влияли как на формальные, так и на неформальные нормы поведения. В числе подобных норм также и этикет, элементы которого мы используем в повседневной жизни десятки раз в день.

Говоря кратко, это всё довело до того, что западная культура стала матриархальной: во главу ставится женское поведение и женские ценности. Соответственно, женщины уже давно перестали видеть смысл в полноценном развитии (а не просто заучивании алгоритмов) - они ведь всё равно всегда на первом месте.

В принципе, так можно сказать про любую сферу деятельности - подобное мышление в специфической среде действует деструктивным образом. Однако именно в музыке есть одна интересная ловушка. Какой-нибудь художник может просто нарисовать кривую линию, а потом говорить “я - художник, я так вижу”. С музыкой такое не прокатывает: при всей кажущейся простоте, это требует определённых навыков, которые, к слову, отрабатываются годами. Положение рук, момент атаки, тайминги - это даже не тысячная доля элементов, которые нужно учитывать в каждом такте. И женщины, зачастую будучи весьма эмоциональными (да к тому же, привыкшие, что все им достается едва ли не даром), ведутся на подобную ловушку. Что из этого получается в массовом случае - не хочется даже и думать.

Причина вторая: человеческие особенности

Вторая причина могла бы быть на первом месте в моих сегодняшних мыслях. Но, из-за особенностей восприятия, оставлю её здесь. Она довольно очевидна, но почему-то её упускают из виду. Она кроется в эволюционных особенностях человека. Сотни тысяч лет суровой жизни отбирали лучших из мужчин: дожить до 20 лет было великим счастьем. Женщины же подобному отбору со стороны природы начали подвергаться относительно недавно - всего лишь несколько тысяч лет назад. Соответственно, такие качества, как рациональность ещё не успели полноценно вписаться в генетическую память.

Ну вы поняли
Ну вы поняли

Возвращаясь к размышлениям о специфической среде, еще раз отмечу, что навыки отрабатываются годами. Соответственно, эмоциональный человек, который взял в руки инструмент только “потому, что это круто” не продержится и минуты в условиях хотя бы примитивной сцены. Мужчины, зачастую, менее эмоциональны, чем женщины. Выводы в этой мысли делаются легко.

Обе причины можно обсуждать часами. Но вывод всегда будет один. Можно сколько угодно тратить денег на раскрутку, делать сколь угодно высокую ставку на визуальный образ, можно сколь угодно провоцировать скандалов. Но пока в руках не будут “сидеть” минимальные профессиональные навыки - человек не сможет называться профессионалом. То, что музыканты на сцене эмоциональны - это всего лишь следствие отработанных навыков. К сожалению, такие выводы могут сделать далеко не все.

А вам предлагаю подписаться на канал, поставить лайк и оставить своё мнение в комментариях.

Рекомендую к ознакомлению:

Мой список любимых гитаристов (женщины)