Найти в Дзене

Даём бой прокрастинации и добиваемся успеха или Зачем макияж и укладка, если ты работаешь дома?

Оглавление

Привет! Меня зовут Вета, я фотограф и ретушёр. И я не по наслышке знаю, как трудно собраться и начать что-то делать, в особенности, если ты работаешь дома. Недавно моя коллега и подруга спросила меня, есть ли у меня статья о планировании:

И да, я часто черпаю вдохновение в комментариях, или сами читатели просят меня написать о чём-либо
И да, я часто черпаю вдохновение в комментариях, или сами читатели просят меня написать о чём-либо
Фото автора, 2020
Фото автора, 2020

О ежедневниках и планировании я уже касалась в других статьях. Но всё это не имеет значения, если вы не сможете побороть "комнатного" монстра: прокрастинацию!

Для начала, заглянем в словарь и узнаем, что скрывается за очередным "заморским" термином, который русский человек назвал бы банальной ленью: "Отложил на осень, а там и бросил" -

Прокрастинация (от англ. procrastination - откладывать; от лат. procrastinatio с тем же значением) - в психологии склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам.

Обращали ли вы внимание, как перед важным экзаменом или встречей вас переключали мелкие бытовые дела или развлечения? Завтра экзамен? Срочно избавиться от пыли во всём доме! Психологи связывают это с мозговой перегруженностью - наш мозг буквально не желает больше нагружаться и хочет отдыха. В этом случае, прокрастинация - наш защитный механизм и "экстренный рубильник", подобно стоп-крану в поезде.

Совсем другое - когда прокрастинация становится образом жизни: такой человек регулярно откладывает дела на потом, а когда сроки "поджимают" - либо отказывается от запланированного, либо делает всё в последние сутки. Прокрастинация может затрагивать любые сферы, начиная от бытовой, заканчивая работой и учёбой. Всё это, так или иначе, понижает уровень комфорта жизни. Как итог - постоянные терзания чувством вины, потеря производительности, проблемы на работе\учёбе и стресс. Здесь цикл замыкается и возникает "колесо", которое сложно остановить - стресс порождает прокрастинацию, а прокрастинация - всё остальное.

Фото автора, 2020
Фото автора, 2020

Психологи называют несколько причин возникновения прокрастинации:

  • страх провала,
  • страх успеха (новых обязательств),
  • перфекционизм,
  • неуверенность в себе или в жизненных ориентирах,
  • малая "награда",
  • длительные сроки,
  • нежелание следовать стандартам и "так надо".

На самом деле, причин - превеликое множество, но я выделила основные.

Как бороться с прокрастинацией?

1. Планирование

Частично, я уже касалась этой темы в статье про ежедневники. Самой, на мой взгляд, работающей системой является "Распределение дел по матрице Эйзенхауэра". Этот метод распределения приоритетов предлагает делить все дела за день на 4 группы (каждый день=лист, делится на 4 квадрата):

  1. Срочные и важные (например, сходить в банк, купить продукты, записаться на приём к врачу и т.д.). Если ты не сходишь в банк, у тебя могут быть проблемы с финансами, мелкая проблема со здоровьем без внимания врача выльется в хроническую, а без еды человек отлично проживёт неделю (а без воды меньше дня)
  2. Несрочные, но важные. Не жизненно необходимы, но влияют на нашу карьеру, успехи в учёбе, личное развитие. Я могу сделать новую фотографию или написать статью на Дзен - для меня это потенциальные клиенты и пассивная монетизация, а могу и просто сесть и смотреть сериалы, но у меня не будет новых фотографий и не будет новых статей
  3. Срочные, но неважные, например, срочно ответить на комментарии в очередном споре :) (шутка!)
  4. Неважные и несрочные (например, запустить стирку, помыть посуду - при должном желании можно поесть из кастрюли, а грязный носок не выползет из корзины для грязного белья и не задушит нас ночью).

Эту "систему личной эффективности" можно планировать не только по дням, но и по неделям, месяцам, годам и даже пятилеткам. Понятное дело, что это будут абстрактные цели, но чем ближе к ним, тем они будут более дробными и детальными.

Фото автора, 2020
Фото автора, 2020

2. Рабочая атмосфера

Долгое время я не могла собраться с мыслями и начать работать, и не понимала, почему? И только потом меня осенило: я работаю в спальне! У моего мозга это пространство автоматически ассоциируется с отдыхом (а я ещё и любитель поработать на кровати с ноутбуком), поэтому зачем напрягать извилины, если рядом мягкая и тёплая постель? К сожалению, у меня нет отдельного кабинета или возможности работать на кухне, поэтому я решила проблему так: использовала зональность комнаты, отгородив спальную зону маленькой полкой, а рабочую зону - сдвинула к окну. В моё поле зрения попадает отныне только стол и красивый пейзаж!

3. Комфортная одежда, но не слишком

В каких вещах мы привыкли ходить дома? В махровых халатах и удобных пижамах, супер-удобных толстовках и трениках, но вот только все эти вещи так и шепчут:

Может, прилечь на 5 минуточек? Отдохнуть...

Чтобы настроиться на рабочий режим, нужно обмануть мозг и переодеться в повседневные вещи, как если бы нам через 5 минут пришлось выходить в магазин. Для этого случая у меня есть несколько пар джинс и футболок.

4. Лёгкий макияж и укладка

Когда я только ушла с головой в удалённую работу, я ликовала: больше никаких причёсок и макияжа! В лучшем случае - умылась и завязала "гульку" - так я проработала почти год. Знала ли я, что это влияет на мою продуктивность?

Когда у меня были дедлайны и начальство, это не влияло на мои результаты, но как только я стала, по сути, самозанятой - тушите свет! Я могла весь день проходить в пижаме, под вечер сделать парочку дел и быть без сил. Даже если вы не блогер, которому нужно закрашивать синяки и рисовать брови, чтобы не распугать своих подписчиков, минимальный макияж освежает лицо (хотя бы нанести крем и уход-гель на брови и ресницы), да и укладка "пляжными" волнами не обязательна - достаточно аккуратно просто собрать волосы так, чтобы они не мешали работать.

Фото автора, 2020
Фото автора, 2020

5. Перекусы и обеды - на кухне

Если отвлёкся от работы - тебе нужно минимум 10-15 минут, чтобы снова понять:

А над чем я тут, собственно, работала?

Привычка пить чай и обедать за компьютером, например, просматривая серию любимого сериала или аниме, невероятно вредная! Не только для продуктивной работы, потому что мы теряем боевой настрой, но и для желудка. Мы переедаем и не сосредоточены на приёме пищи - так легко можно подавиться!

6. Оптимальная температура

Самый нелюбимый мною пункт, потому что добиться оптимальной температуры в России с их полу-работающими батареями практически не реально, если у тебя нет обогревателя и кондиционера одновременно. Если будет слишком холодно, то все ресурсы тела пойдут на согревание важных органов, увеличивая кровоток по периферии, но не в мозге. Эту проблему можно решить многослойным аутфитом (надеть много одежды), но это сделает нас неповоротливыми и тяжёлыми, что тоже повлияет на работоспособность.

Фото автора, 2020
Фото автора, 2020

Слишком жарко - и вовсе работать не захочется! Это прекрасно видно в городах русского (да и не только) юга - города оживают только к закату, а в палящий зной люди изредка перебегают между помещениями с работающим кондиционером. Есть одна популярная теория, почему европейские государства и северные народы более продвинутые в технологиях по сравнению с теми же африканскими государствами. Собственно, когда у тебя над головой пальмы, с которых падает еда, а дом можно построить из пальмовых листьев - зачем напрягаться?

7. Энергичная музыка или тишина

Здесь полностью индивидуально и зависит от конкретного человека. Лично у меня так: для того, чтобы прогнать усталость и лень, я включаю энергичную музыку, например, рок 60-70-х. Почему-то именно эта музыка заряжает меня позитивом и настраивает на рабочий день. Однако, когда мне нужно сосредоточиться и над чем-то подумать, мне необходима идеальная тишина, ну или максимум - какой-то простенький эмбиент без слов или звуки природы.

Фото автора, 2020
Фото автора, 2020

8. Планирование работы и отдыха

Учёные до сих пор находятся в поиске той идеальной формулы соотношения отдыха и работы по времени, при которых человек достигает максимума свой производительности. Самой популярной формулой является 40/10 - т.е. 40 минут работы и 10 минут отдыха - именно такая система в школах и университетах (обычно академический час в вузах имеет короткий перерыв в середине). Минусы такого режима в том, что за 10 минут отдыха невозможно по-настоящему отдохнуть - размять ноги и спину, выпить чаю или кофе, открыть окно и подышать свежим воздухом, чтобы мозг насытился кислородом. Да и с учебным процессом выходит не очень: первые 10 минут учебного процесса мы пытаемся настроиться на получение знаний, а последние 10 - ждём заслуженный отдых.

Мои долгие эксперименты над режимами дали результат 60/20 - в этом случае я достигаю максимальной производительности, а 20 минут хватит, чтобы отдохнуть и даже вздремнуть в фазе быстрого сна. Важно только одно: эти 20 минут нужно проводить в отрыве от рабочего места\компьютера. Если трудно себя контролировать - ставим таймеры\будильники. Да-да, звонки, как в школе!

Фото автора, 2020
Фото автора, 2020

9. Спортивные 5-минутки

Я долгое время пренебрегала спортивными нагрузками, и теперь мне приходится заниматься йогой только для того, чтобы у меня не болела спина. Сидячий образ жизни никогда не сказывается на здоровье хорошо:

Найди время для спорта или найдёшь время для болезней (с)

10. Чистота и минимализм

Ну, и последний пункт, но не по важности - чистота рабочего места. Окружи себя вдохновляющими вещами и избавь рабочий стол от визуального мусора. Статуэтки в фотографии в рамочках - мило и красиво, но это дополнительная информация, которая мешает сосредоточиться. У меня на рабочем столе стоит только ноутбук, позади него - маленький букет самоцветов и всё! Иногда - аромалампа или благовония, чтобы создать приятую атмосферу. К этому пункту я бы ещё добавила отключение всех уведомлений на смартфоне (кроме звонков и таймера), чтобы никакое сообщение не отвлекало от работы. Недавно я провела эксперимент и отключила ВСЕ уведомления приложений и мессенджеров. Мои дни стали в разы продуктивнее!

А как вы настраиваетесь на работу? Поделитесь секретами!

Спасибо за прочтение!