Есть художники, чьи работы воспринимает один зритель из ста (причем у остальных девяносто девяти процентов их творчество вызывает отвращение).
Есть эстеты, которые себя и свою неизлечимую болезнь превращают в объект творчества, создают собственный художественный язык для отображения изменений, происходящих с телом.
Есть экспериментаторы, которые используют довольно необычный для скульптуры материал - полиэфирную смолу и полиуретановую пену, вырезки из газет и женские колготки, лишь бы выразить свой взгляд.
Есть люди, которые свою беду не прячут, а объясняют, из года в год, причем самым нетривиальным способом, в форме инсталляций, чтобы работы обладали уникальной выразительной силой.
Эти слова в полной мере относятся к одному скульптору Алине Шапочников, о которой хочется немного рассказать.
Гетто №1 - Гетто №2- Концлагерь №1 - Концлагерь №2 - Концлагерь №3
Да, именно столько нечеловеческих испытаний пришлось пройти юной полячке Алине, с 1940 по 1945 годы, с 14 до 19 лет. Перед ее первым гетто от туберкулеза умрет отец и без вести пропадет брат. Вдвоем с мамой они отправятся на испытания, после которых из миллионов выживут единицы.
После войны она не стала зализывать раны и лечиться у психиатров. Ее собственная психиатрия стала называться скульптурой. Она работала не просто много, она работала на пределе, имея слабое здоровье.
По окончании этой короткой жизни скульптуры Алины Шапочников украсят галереи Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Лондона, Парижа и Варшавы. И варварам, сносящим памятники советским солдатам в Польше, заметим, что их великая соотечественница принимала участие в создании памятников не только Шопену, но и Польско-советской дружбы, и героям Варшавы, и жертвам Аушвица.
Единство формы и содержания
Свои первые работы она создает под воздействием мечты прославить красоту, молодость и женственность. «Автопортрет» (гипс), «Трудный возраст» (патинированный гипс) и «Первая любовь» (цемент, опилки железа). Ее замысел - столкновение «формы» и «содержания» — трагическая, разбалансированная фигура заключена в твердый, стабильный материал. И это напоминает о недолговечности красоты и молодости.
Экспрессия в ее работах нарастает. «Памятник сожженному городу» и «Эксгумированный» - это гегелевские "единство и борьба противоположностей", плюс идеи Микеланджело передать все в пластическом образе без лишних деталей. Напряжение в материале. Человеческая фигура перестает быть однозначной.
Противоречие жизни рождает противоречие смерти
«Кровать», «Монстр», «Тело» - Шапошников ищет связь между духовными и биологическими процессами.
"У зрителя нет сомнений: автор стремится найти способ выражения своего страстного интереса к «силе воздействия биологии на жизнь». Януш Загродзкий
«Поиск формы, поиск максимальной выразительности для передачи чувственности и драматизма».
Алина Шапочников
И автор концентрирует свое внимание на тех процессах, которые происходят с человеком в пограничные моменты жизни. Это произойдет тогда, когда она узнает свой смертельный диагноз. Диагноз болезни подскажет ей поставить диагноз своему творчеству.
И теперь ее скульптуры есть не что иное, как запоминание уходящей жизни, тающего в болезни тела - «Животы», «Новообразования», «Фетиши».
«Неуловимое, ничтожное мгновение, — вот единственный символ нашего земного бытия», — писала Шапошников.
Экспрессия как оружие против болезни
Экспрессия, драматизм ее работ возрастает. Она пытается повторить себя, размножить в одном мгновении. Фрагментация и символизация отдельных элементов человеческой плоти, где отливка одной части тела и ее размножение в пространстве становится отдельной скульптурой - это новый язык художника.
Это ассамбляж «Многократный портрет» (1967) — четыре отливки нижней части лица и груди художницы, выполненные из бронзы и многоцветного полиуретана, разорванные куски человеческой плоти, соединенные друг с другом в одно целое на постаменте из черного гранита.
«Мой жест направлен в сторону человеческого тела, этой «тотальной эрогенной зоны», в сторону самых неопределенных и самых эфемерных его ощущений. Славить непрочность закоулков нашего тела, следов от наших шагов по земле. Отпечатками человеческого тела я пытаюсь зафиксировать в прозрачном полиэфире неуловимые моменты жизни, ее парадоксы и абсурдность (..)." А.Шапочников
Это ассамбляж «Букет II», где женщина - это всегда метаморфоза, где отпечатки губ превращаются в цветы.
На контрасте асфальта и человеческого тела выполнена «Стелла» (здесь из аморфной асфальтовой массы проявляется нижняя часть женского лица и обнаженные колени).
Поиск новых средств экспрессии приводит ее к тому, что в «Лампе» она применила всего один материал - женская грудь отлита в полиуретановой массе).
Самые пронзительные работы созданы в последние годы жизни . «Похороны Алины» (1970) — композиция, где в полиэфирную плазменную материю входят личные вещи Алины: фотографии, белье, обрывки бинтов. «Памятник I» (1971) с утопленной в полиэфире фотографией улыбающейся девочки Алины и «Слеза» (1971), где из использованного смятого куска бинта «вытекает» капля в форме женской груди.
Женские грудь и губы в ее творчестве становятся как в науке таким своеобразным демоном Максвелла, которому придает все больше гротеска.
Девочке Алине достался концлагерь, женщине Алине достался рак. Она все это унесет с собой. Она будет говорить только о творчестве. Даже когда не может делать слепки от своего тела, она их сделает от тела сына. Ее работы не для наслаждений и удовольствий - скорее, для тех людей, кто попал в беду, кому поставили страшный диагноз.
Как в авиации есть фигура высшего пилотажа, так и в искусстве для каждого направления есть свои фигуры высшего пилотажа. Алина придумала и воплотила образ, который не должен давать покоя людям, который взывает помочь ближнему. Здесь важно поговорить, пообщаться о том, что чувствуют люди, когда знакомятся с работами Алины Шапочников.