В Евразии процессы развала и интеграции сменяют друг друга на протяжении тысячелетий. Совсем недавно (по историческим меркам) исчезло крупнейшее евразийское государство - СССР, а на его обломках появились новые субъекты истории, в том числе новые тюркские государства. Самый стратегически важный среди них - Казахстан.
От того, какое политическое будущее выберет эта страна, будет зависеть судьба всей Евразии.
В Казахстане огромные запасы углеводородов и редкоземельных материалов. Здесь значительный промышленный потенциал. Но главное богатство здесь - степь, территория. Это Срединное государство, соединяющее Север и Юг континента, Запад и Восток. Именно эта республика тот самый Хартленд, без которого невозможно контролировать Евразию.
Какой выбор есть у Степного Государства?
Магистральных вариантов развития несколько, страна сейчас на развилке семи дорог.
Первый путь - независимость. В Казахстане может победить желание жить самодостаточно и избегать крепких союзов, чтобы сохранить всё, как есть. К сожалению, в исторической перспективе это тупиковый путь, который может привести к потере не только государственности, но и народности. Казахстан хоть и богат, но ресурсов не хватит, чтобы тягаться с Китаем или Россией. И, как бы ни казалось это парадоксальным, попытка не зависеть ни от кого - это путь к потере независимости. Если Казахстан выберет путь сугубо национального государства, страны казахов, республику ждёт крах, развал и разграбление, а земли достанутся соседям.
Второй путь - объединение с Китаем. Кому-то это может показаться логичным. Зачем пытаться сопротивляться экономически мощному соседу, если можно принять его правила и жить спокойно? Этот путь можно назвать «сытое угасание». Китай обеспечит республику высоким уровнем развития, обеспечит безопасность. Но, находясь в тени огромного Китая, просто физически постепенно исчезнут казахи. Китайцы имеют настолько высокий популяционный потенциал, что в течении одного поколения заселят Степь, если им это позволить.
Третий путь - Великий Туран. Политическое объединение всех тюркских государств в единое целое. С основной идеей пантюркизма, без религиозного подтекста такого объединения. Строительство возрождённой и в то же время новой тюркской нации. Такое объединение действительно может стать мощной силой в Евразии, вокруг которой начнут объединяться народы. Сейчас в мире несколько независимых тюркских государств. Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан, Турция. Великий Туран это объединение всех этих стран на основе языковой близости. Не секрет, что тюркские народы этнически очень разные, достаточно поставить рядом казаха и азербайджанца, чтобы в этом убедиться, но язык по сути один. Для появления Великого Турана нужно в этих странах вести согласованную языковую политику, сближая нормы и правила языка ради появления действительно общего языка. Латинизация алфавита в Казахстане - шаг именно в этом направлении. Но нужно понимать, что этому процессу будут противодействовать другие субъекты истории и появление Великого Турана может вызвать такую реакцию, что Степь забрызжет кровью. Появление такого государства не выгодно Китаю и России, где много тюркских народов и даже национально-территориальных тюркских образований. Синцзян-уйгурский автономный район или Татарстан, например. Третий путь перспективен, но опасен, за него придётся воевать.
Четвёртый путь - Османская империя. Это фактически уменьшенная версия «Великого Турана» или его предшественник. Ориентация Казахстана на Турцию, двусторонний союз без оглядки на другие тюркские страны. Основа такого союза не столько пантюрктстская сколько туркоцентристкая. Столица такого союза - Стамбул, город Империй. По сути это постепенная интеграция Казахстана в политическое пространство Турции. Если за таким союзом не последует дальнейшего объединения тюркских стран, то Казахстан окажется в положении окраины, выполняющей роль слуги для более сильного союзника и интересы республики не будут реализованы. Это не лучше, чем независимость.
Пятый путь - союз с Россией. Это не религиозный путь развития. В России тюрки многочисленны и для них Казахстан может стать центром притяжения. Влияние Казахстана может простираться до Поволжья на западе и до Тихого океана на Востоке. Но, конечно, Россия сможет это позволить только, если союзнические отношения будут достаточно крепкими. У Казахстана в этом союзе валютой будет русский рубль, армия будет интегрирована в российскую, за внешнюю политику будет отвечать Москва. Экономически это будет выгодно, безопасность Россия обеспечит не хуже Китая, а бояться заселения Степи русскими уже не приходится. В таком союзе Казахстан сохранит и приумножит свой народ и национальные особенности.
Шестой путь - Исламский союз. Это религиозный выбор и объединение на базе Ислама. Ускоренная исламизация страны и ориентация на Саудовскую Аравию, которая является основным спонсором исламских межгосударственных объединений.
Седьмой путь - вступление в НАТО, ориентация на Запад. По этому варианту долго писать не придётся. Это автоматическая гибель республики, её независимости и субъектности. И не потому, что Запад подомнёт. Китай и Россия вынуждены будут ликвидировать этот западный плацдарм у своих границ так быстро, что само вступление в НАТО ещё не успеет произойти, а Казахстана уже не будет.
Подведём итог. Пути есть разные и руководству Казахстана ещё предстоит выбрать магистральный. Сейчас видно, что республика пытается идти сразу по нескольким, замирая в нерешительности. Но когда-нибудь придётся сделать окончательный выбор, иначе политическая турбулентность, потрясения и смерть.
Выбор на самом деле не очевиден, но по нашему мнению наиболее предпочтителен союз с Россией, потому что в первую очередь это безопасный путь развития. При любом другом варианте Россия будет соперником Казахстана. При открытой границе в 7600 километров Россия всеми силами будет стараться не допустить появления в опасной близости к основным промышленным центрам Великого Турана, Османской Империи или Исламского халифата, тем более НАТО. Не допустит этого и Китай.
Реальный выбор в будущем для Казахстана - сытое угасание в составе Китая, или этническое развитие в составе России.