Фильм, в котором мрачное будущее подано в холодно-молочных тонах
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Казалось бы, у нас в России любят фантастику, тем более, если оная замешана на политике и несёт в себе некие «скрытые философские смыслы». Однако фильм 1989 года «Бункер Палас Отель» отечественному зрителю фактически неизвестен (если не считать нескольких фанатичных поклонников кино). И это очень большое упущение.
Дебютная работа французского режиссера Энки Билала как бы открывала его антиутопическую трилогию, в которую после «Бункера Палас Отеля» вошли «Тико Мун» (1996) и «Бессмертные: война миров» (2004). Каждая из кинокартин - «штучный товар», эстетическая «вещь в себе», не предназначенная для пресловутого массового зрителя, хотя и способная заворожить любого её посмотревшего.
«Бункер Палас Отель» вообще оказал заметное влияние на мрачную фантастику и антиутопии. Следы этого фильма можно обнаружить и в «Ночи Арлекинов», и в недавних сериалах «Город и город», «Двойник» («По ту сторону»). В этом представлении о безрадостном будущем нет мрака, присущего Оруэллу. Тем более что оный не только ошибался, но и сам был частью «системы» (как выяснилось, он активно «стучал» на своих друзей и знакомых)
Диктатура в «Бункере» показана как нечто усталое от своих прошлых деяний, дряхлое и унылое. Действие начинается в неком европейском городе. Обозреватели писали, что случилась природная катастрофа. Однако нам показалось, что происходит нечто, напоминающее «май 45-го в Берлине». Слышатся звуки выстрелов, автоматичные очереди выбивают элементы витражей в некогда богатых и представительных зданиях. Строго одетые люди, забирая документы и «нечто важное», стремятся скрыться.
Один из них - промышленник Хольм (его играет выдающийся французский актер Жан-Луи Трентиньян). Он двигается в сторону таинственного убежища, оставляя за собой трупы невольных свидетелей. Ему лень пачкать руки, а потому он оставляет «после себя» небольшие устройства. Бац!!! И по ярко красным отблескам взрыва, врывающимся в кадр, можно понять, что несколькими свидетелями стало меньше
Фильм проникнут эстетикой дизель-панка. Виднеются странные электровозы, а боковые стекла машин заливает дождь «молочного цвета». Этот оттенок станет самым важным в фильме и убедительно доказывает, что мрачные и депрессивные фильме не обязательно подразумевают наличие тьмы и длинных теней. Остатки некогда могущественной диктатуры стремятся скрыться в подземном бункере, который внешне напоминает фешенебельный отель.
Здесь проводят свои дни в тоске и одиночестве некогда могущественные люди: генеральные судьи, военные министры, магнаты. Фото, висящие стройными рядами на стене, невольно вызывают в памяти передовицы советских газет с изображением Политбюро. Отель, подобно находящимся здесь людям, неуклонно «стареет»
Раздается треск. Всё чаще и чаще дают сбои прислуживающие изгнанникам роботы, весьма напоминающие людей. Впрочем, и роботизированных слуг иногда «заедает»: оркестр начинает играть один такт мелодии, а дюжая массажистка чуть было не сломала ногу одному из «постояльцев»
Никто толком не знает, что происходит и где собственно располагается их «отель». Его «гости» не знают, что делать и на что рассчитывать. Режиссер умело играет с набиравшими в то время политическими мифами, например, об «антарктическом рейхе». У бассейна в «отеле» нет дна, а в какой-то момент всё начинает замерзать, покрываясь густой изморозью.
Люди, которые видели этот фильм, пытались ответить на вопрос: что в нём скрыто, что хотел сказать режиссер? И большая часть проходила к ошибочному мнению, что, мол, это просто «красивая картинка». На самом деле это не так. Фильм говорит о перерождении «системы». Помните тезис о «революции, пожирающей своих детей»? «Система» же имеет обыкновение во имя самосохранения «перерождаться». Подобно змее она скидывает свою кожу. В данном случае очевидны аллюзии к «Всемирному Потопу», только в рамках отдельно взятой диктатуры – стереть всё, дабы затем начать сначала.