Фильм «Матрица времени» - круговорот подросткового трагизма
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материал в соцсетях!
Мы уже не раз говорили, что основой нуара в широком его понимании, то есть как мрачного мета-жанра, является ограниченность героя в действиях. Например, в силу каких-нибудь причин (скажем, ему угрожают), он не должен что-то делать. Или не может выбраться на свободу, так как находится в тюрьме. Своего метафизического апогея этот принцип находит в полной замкнутости в пространстве или во времени.
Абсолютная подчиненность пространству находит выражение в пугающих городках, из которых нет выхода (вспоминаем «В пасти безумия» или сериал «Неизвестные лица»). Полная зависимость от времени явлена в теме «Дня сурка», который активно используется в криминальном и мрачном кинематографе («Повторяющие реальность», «Лимб», «Треугольник», «Счастливого дня смерти»). Хотя было бы правильно говорить о мифе про Сизифа, который обречен повторять одно и то же действие.
Этот момент учтен в фильме «Матрица времени» (2017), в котором эпизод с упоминанием Сизифа повторяется в жизни старшеклассницы Саманты Кингстон бесконечное количество раз. Сразу же оговоримся, что оригинальное название ленты - «Прежде чем я умру» (и даже не «Прежде чем я упаду» - как перевели роман, который был экранизирован). В ней использованы элементы подросткового нуара и сюжета про «пленницу времени».
Несмотря на то, что фильм о старшеклассниках, он совершенно не для старшеклассников. Поскольку вещает об очень серьезных вещах, которые и взрослые-то не всегда в состоянии постигнуть. Если говорить о подростковых нуарах, то их как бы два вида: расследование мелких неприятностей («Вероника Марс») или же тема травли в школе, приводящей к трагическим последствиям (сериал «13 причин почему» или советское «Чучело»)
В канун дня Святого Валентина упомянутая Саманта, весьма популярная в школе девочка вместе с подругами оказывается на вечеринке. День вообще несколько странноватый и многим планам не суждено сбыться. И девочки направляются домой, внезапно попадая в смертельную аварию. Бац!!!... И новое утро!
То, что поначалу кажется дежавю, в итоге становится проклятием для девочки. Она пытается найти выход из замкнутого круга. И что бы она ни делала, как не меняла «внешние» условия – день всё равно повторяется. Она даже махнула рукой на своё поведение и попыталась вести себя отвязно – «завтра» же всё равно никто не узнает. Но даже это не приносит успокоения
В итоге Саманта начинает понимать, что Вселенная дает ей «второй шанс» вовсе не для того, чтобы она что-то изменила «вовне» и начала новый день, а для того, дабы она изменилась сама и смогла остаться в памяти хорошим и светлым человеком. Как пелось у Высоцкого: «Ещё возможно умереть достойно».
Зрителя очень аккуратно, но настойчиво подводят к мысли о том, что ему было предложено не «расследование обстоятельств», как, например, в «Счастливого дня смерти», а то, что в рамках нуара называется «рассказ мертвеца»
Вообще создатели ленты оставили обильные «упоминания» того, чем в свое время вдохновлялись. И это преимущественно триллеры: «Хаос», «Керри», «Эффект бабочки», «Смертельное влечение» и т.д. Уже по этой причине фильм нельзя полагать просто драмой, в которую ввели некоторые элементы мистики с фантастики. Это именно криминальная драма, так как в каждом повторяющемся дне есть несколько погибших.
Отдельной похвалы заслуживает актерское мастерство Зои Дойч, которая сыграла Саманту. Она очень убедительно демонстрирует изменение поведения в рамках ставшего для неё бесконечным дня. Сыграть в одном фильме множество «разных» ролей по силам далеко не каждому. Ну и опять же нельзя списывать со счетов внешность, так как первая треть фильма воспринимается как лента про «милых» и симпатичных девочек. Хотя как говорилось, «не всё ладно в датском королевстве»