Найти тему
Анастасия Богачёва

Использование техник эмоционального интеллекта для управления персоналом

Эмоциональный интеллект (англ. Emotional intelligence) - способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни, т.е. понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.

Собственно, в применении техник эмоциональных отношений и заключается принципиальная разница между руководством и лидерством - первое ориентировано в большей степени на процессы, а люди воспринимаются как исполнители этих процессов; а второе ориентировано именно на людей, на их мотивацию, вдохновение к выполнению поставленных задач.

Сам эмоциональный интеллект, по модели Рувена Бар-Она (израильский психолог и один из ведущих теоретиков и исследователей в области эмоционального интеллекта. Ему принадлежит акроним “E.Q”. и идея изменения уровня эмоционального интеллекта), состоит из 15 составляющих, некоторые нам давно и хорошо знакомы: - стресс-менеджмент, эмпатия, ассертивность. Практика показывает, что, несмотря на давнее и подробное изучение этих составляющих, многие руководители по-прежнему воспринимают своих сотрудников как прислугу, срывая на них свое дурное настроение, вымещая свои разочарования и неуверенность в будущем (и прикрывая все это текущим кризисом), и не допуская даже мысли, что подчиненный может хоть в чем-то превосходить своего начальника.

Опыт доказывает, что на долю климата - того, как люди воспринимают работу в организации - может приходиться 20-30% эффективности бизнеса. Изучив интервью более 60 тысяч человек, специалисты Департамента по стратегии удержания кадров Института Саратога обнаружили, что основной причиной увольнения по собственному желанию являются отношения между сотрудником и его начальником.

Можно сделать вывод, что, находясь в состоянии «бороться с боссом или отступить», люди сосредотачиваются исключительно на угрозе и стремятся любой ценой сохранить свою безопасность. Замечено, что чем сильнее угроза, тем сильнее отключается мышление, люди утрачивают способность ясно думать и делать осознанный выбор. Отсюда плохие бизнес-показатели потеря квалифицированных сотрудников..

Посему самое простое, что может сделать даже очень эмоционально несдержанный руководитель – это перенести объект своего раздражения на какой-нибудь неодушевленный предмет, например, на шкаф. И высказывать свои замечания сначала ему. Причем желательно вслух (подходит для владельцев отдельных кабинетов). Техника заключается в том, что эмоция выходит, как пар из скороварки; человек слышит себя со стороны и может выбрать те аргументы, которые относятся к работе, а не к личности работника, и при повторном воспроизведении непосредственно собеседнику фразы звучат уже более адекватно.