.
.
Мораль это лишь форма общественного и личного лицемерия, форма духовного ханжества , маска, которую человек одевает в тех случаях, когда он только и мог бы проявить свое лицо, глубину, искренность, или мужество. Ницше был не прав в отрицании Христа, но он был полностью прав в отрицании морали. Часто от защитников морали можно услышать такой аргумент, что если вы отрицаете мораль, вы же не выйдете прилюдно голым на улицу? Люди считающие это самым серьезным аргументом, даже не задумываются, что человек и вправду постыдится выйти голым на улицу. Но при этом, он не постыдится ни забрать последние деньги у старика, ни изменить жене (даже не по любви, а ради самого пошлого развлечения), ни бросить детей родных. Даже убить беззащитного и невинного не постыдится а что уж говорить о взятках? А голым он и вправду на улицу не выйдет никогда. И в этом примере вся ханжеская суть морали. Что же касается порядочности, и честности, как заметил Ницше, нормальные люди сочли бы странным, если бы иной человек признался, что для того, что бы ему быть порядочным и честным, ему для того необходимы - "моральные основания".
.
НЕМНОГО О БЛИЗОСТИ ФОМЫ АКВИНСКОГО И НИЦШЕ
.
.
Фридрих Ницше , высказавший точный аргумент, что нормальные люди, сочли бы странным человека, который неожиданно, во всеуслышание им бы вдруг заявил , что для того, что бы ему быть честным, и порядочным, ему необходимы основания, (подразумевая конечно же некие "моральные основания") был очень прав. И вправду, разве нужны человеку какие то основания в форме тех или иных прописных истин, что бы оставаться честным, и не поступать непорядочно? Так же точно считал, и верующий Фома Аквинский, когда писал, что добро и честность нам даны от Бога, что они врожденные качества, которые верующий может развить до святости. Разве можно искать основания в том, что дано человеку от Бога, в том, что само может быть основанием? Скептично Фома Аквинский и подходил к морали, считая, что религия Христа потому людям и необходима, что лишь религия способна решить задачи, (как и разрешать противоречия) перед которыми бессильна мораль. Все умные люди в главном сходятся , даже не смотря на разность взглядов.
P. S.
*
Возможно, не всегда я прав, но я не всегда и хочу быть правым...Моральный человек апеллирует к авторитетам, к чужим мнениям, и не прислушивается ни к своим глубинам, ни к своей душе, от которых он и защищен моралью. И уже потому, "моральный", и " правый" человек - нередко бывает неправ перед Богом.