Найти в Дзене
ЮлиКо (Предпоследний приют)

Ах, Аллочка!.. Ну, тогда все понятно

...Когда открывалась дверь, и Аллочка переступала порог, класс замирал. Сначала появлялась одна длинная нога в изящном кожаном ботинке. Потом в притихший кабинет вплывала вся Аллочка - высокая, стройная, отстраненная. Скромная черная водолазка, узкая юбка чуть выше колена. Класс издавал еле слышный влюбленный вздох.

Она медленно, спокойно проходила к своему месту. Разворачивалась к нам. И, чуть улыбнувшись, говорила:

- Здравствуйте.

Двадцать два голоса отзывались послушным эхом.

...Согласно лицейской ведомости она была Алла Аркадьевна, учитель литературы. Но для нас она была - нечто гораздо большее. И просто - Аллочка.

В этом прозвище не было ничего фамильярного. Аллочка и фамильярность были вещи абсолютно не совместные.

Как античная статуя - в рваных джинсах.

По понятным причинам фотографию Аллочки не размещаю. На этом фото - я с лучшей подругой. Мне 17 лет.
По понятным причинам фотографию Аллочки не размещаю. На этом фото - я с лучшей подругой. Мне 17 лет.

От нашего шумного, непослушного, проблемного класса доставалось всем: и кроткому биологу Ивану Иванычу, и суровой русистке Ангелине Викторовне и даже амбициозному молодому математику, опрометчиво позволявшему себе ходить в слишком тесных брюках.

На их уроках мы ерзали, хихикали, кидались бумажками и беззлобно, но от того не менее жестоко издевались над учителями.

Но только не над Аллочкой. Над ней невозможно было издеваться. И на уроках литературы всегда звучал только один голос - ее.

Густой. Музыкальный. Завораживающий.

Если бы Аллочка читала ежедневный список покупок из своего потертого синего блокнота - мы бы и то, наверное, слушали. Но она становилась у своего стола, скрещивала красивые сильные руки на груди, и отрешенно глядя в окно, рассказывала нам про Толстого и Салтыкова-Щедрина, Пастернака и Платонова.

Ни разу не открыв учебника. За все два года - никаких учебников. Только ее голос. Это был гипноз чистой воды.

Непостижимым образом Аллочка умудрялась давать нам материала в три раза больше, чем предусматривала программа. При этом никогда не пытаясь этот материал упростить, сделать доступнее. И каким-то чудом сумела донести до нас, раздолбаев, дуализм материи и формы слова по Афанасию Потебне. Теорию трех миров Григория Сковороды и ее гениальное воплощение в "Мастере и Маргарите". И другие вещи, благодаря которым позже, уже в университете, недоверчивая пожилая доцент меня однажды озадаченно спросила:

- Откуда вы, душенька, об этом знаете? Кто вёл у вас литературу?..

Я ответила:

- Алла Аркадьевна.

- Ах, Аллочка!.. Тогда все понятно, - отозвалась она, расплываясь в понимающей улыбке.

Опять мои 17 лет.
Опять мои 17 лет.

Аллочку знали все. А ведь тогда ей было, наверное, меньше, чем мне сейчас.

В общем, неудивительно, что я, имея практически забронированное место на кафедре эмбриологии биофака, резко раздумала туда поступать и решила сдавать экзамены на журналистику.

‌- Может быть, лучше на филологию, Юля?.. Филолог может стать журналистом. А журналист филологом - нет, - осторожно заметила Аллочка, когда я, с отчаянно бьющимся сердцем, поделилась с ней своими планами.

Она не смотрела на меня. Она вообще редко смотрела в лицо ученикам. Наверное, поэтому, все-таки встретившись с ней глазами, каждый испытывал прилив такого щенячьего восторга. Это было - высшее признание. Как будто ты, стоя на вершине Эвереста, получаешь Оскар и Нобелевскую премию одновременно.

Конечно, я не послушалась. И стала ходить на репетиторские занятия к преподавательнице с журфака. Она брала дорого, а объясняла - предельно ясно.

На вступительной экзамене будет три темы. Одна - по русской литературе XIX века. Другая - по русской литературе XX века. Третья - свободная.

- Хрен его знает, что там будет, в третьей теме, но ее брать нельзя ни в коем случае, - наставляла репетиторша, заправляя непослушный рыжий локон за круглое ухо с массивной золотой серьгой.

- Почему? - осмелилась спросить я.

- Потому что это долго. И совершенно излишне. Сочинение должно быть...

Тяжелой от колец рукой она обозначила в воздухе какую-то фигуру.

- Овальным. Ровным. Ничего лишнего.

Чтобы не допустить ничего лишнего, мы стали зубрить сочинения. Возможные темы репетиторша, естественно, знала. Их было немного - штук 40. Она диктовала, я писала правильные "овальные" тексты. Потом оставалось выучить их наизусть и воспроизвести на экзамене.

Все те же 17 лет.
Все те же 17 лет.

Вроде все понятно, но мне стало не по себе.

И я приехала к Аллочке. Домой. Сейчас даже не помню, как так получилось. Наверное, я беззастенчиво напросилась, а она не смогла отказать.

Тесная кухня. Вазочка с печеньем-курабье на маленьком столе у полутемного окошка. Я вполголоса рассказала Аллочке про репетиторшу и сочинения. Вполголоса - потому что в комнате спал маленький Аллочкин сын. А я даже не знала, что у нее есть дети.. .

- Что же вы от меня хотите? - наконец спросила она, когда я замолчала.

С учениками вне зависимости от возраста и успеваемости она всегда была на "вы". И это ее уважительное "вы" отпетых хулиганов превращало в покорных овечек.

- Что мне делать?

- Это вам решать.

- Ну, а вы что думаете?

Я смотрела на Аллочку почти с отчаянием.

Она поморщилась, словно от внезапной зубной боли. Вздохнула. С тоской взглянула в окно...

А потом тихо сказала:

- Знаете, Юля, почему я, ставлю вам за сочинения пятерки, даже если вы допускаете ошибки?..

Она прямо взглянула на меня, и я покраснела.

- Потому что вы пишете то, что думаете. Хотя ваши мысли и не всегда бывают уместны, но они ваши... Чаю еще хотите?

От репетиторши я отказалась. К экзаменам готовилась сама.

Сдала на максимальные баллы устный русский, английский и творческий конкурс.

Пришло время главного экзамена - сочинения.

Три темы на выбор. Образы помещиков в "Мертвых душах". Народный характер в поэме "Василий Теркин". И свободная - "Я жить рожден, чтоб мыслить и страдать", по творчеству современных поэтов.

Конечно, я выбрала третью. Галич, Высоцкий, Башлачев - и понеслось, понеслось...

Из аудитории вышла, окрыленная. Чувствовала, что написала хорошо. Верила Аллочке.

На следующий день вывесили списки.

Я получила 3 балла.

Забыла, что при цитировании стихотворного текста с точным воспроизведением строк нужно ставить не кавычки, а тире. А еще написала слово "бог" с маленькой буквы.

- Запомните, милочка, слово Бог всегда пишется с большой буквы, если речь идет не о языческих верованиях, - подчеркнула председатель комиссии, большая ехидная женщина с длинной косой и заграничной фамилией.

Я вышла на улицу, села на парапет, закурила. Горя не было, злости тоже. Была растерянность, потому что Аллочка ошиблась... И обида на себя, за то, что я позволила ей ошибиться.

Я сидела и лениво размышляла, подавать документы на заочное (туда-то точно пройду), или еще раз пробовать на следующий год.

Тут уже лет 20.
Тут уже лет 20.

И тут внезапно раздалась моя фамилия.

- Эй, есть такая?.. Не ушла? Иди скорее, тебя вызывают!

Недоумевая, я вернулась в аудиторию. Женщина с косой все также сидела за столом, задумчиво вертя перед собой какие-то листочки.

- Написано, конечно, ужасно. Максимум слов, минимум смысла. Сплошной сумбур. И все-таки есть в вашем сочинении что-то обнадеживающее, - будто бы с неохотой признала она. - Зачатки логики. И, главное, мысли явно свои, не чужие. ..

Она еще раз пробежала глазами сочинение, вздохнула. Строго посмотрела на меня.

- Я вам добавлю балл. С учетом высоких оценок за другие экзамены, это позволит вам пройти на очное отделение.

Я стояла, все еще не понимая, что происходит.

- Вы зачислены, - пояснила она чуть ли не с жалостью.

Я моргнула и спросила:

- Это точно?

Она спокойно ответила:

- Нет, приблизительно. Но я бы на вашем месте поздравила своего учителя литературы. Кстати, кто у вас вёл?..

- Алла Аркадьевна.

- Ах, Аллочка!.. Ну, тогда все понятно.

И мы обменялись понимающими улыбками.

...Лет через десять, когда Аллочка была уже доктором наук, доцентом, профессором педагогики одного из старейших ВУЗов в Москве, председателем каких-то комиссий и экспертом рабочих групп при президенте, я написала ей - вы изменили мою жизнь. Я всегда буду вспоминать ваши уроки.

И она, увенчанная десятками высоких наград, ответила: такие слова для педагога - лучшая оценка его работы.

...Спасибо, дорогая Алла Аркадьевна. Благодаря вам я крепко-накрепко запомнила, что свои мысли, даже неровные - лучше, чем чужие, "овальные".

И, конечно, что слово Бог всегда пишется с большой буквы.

...А у вас были учителя, изменившие вашу жизнь?

_____________________________

#воспоминания из детства #детство #дети #школа #учитель #учителя #учительница #педагогика #детство 90-х #истории из жизни