Легенды окружают остров до сих пор с самого момента создания, хотя ему более 200 лет. Как я уже рассказывала ранее, он возник еще при Екатерине II, а инициатором строительства был А.В. Суворов, когда закончилась русско-турецкая война в конце 18 века, после победного штурма Очакова.
Цель создания острова - закрыть вход в Днепро-Бугский лиман, контролировать все проходящие суда и охранять с помощью артиллерийской батареи острова морские подступы к городу Очаков. Но версий тем не менее несколько.
Первая легенда
Первая легенда гласит, что остров построен на нескольких затопленных баржах с песком, поверх которых накладывались привозные грунт и камни. Даже поговаривали, то императрица следила за строительством острова с того места, где лежат мраморные надгробия справа от Свято-Никольского собора. Возможно и так, но Екатерина II никогда не была в этих краях.
Вторая легенда
Согласно второй легенде:
«Большие бревна из дуба и лиственницы вырубались с одной стороны «под болт», затем ставились вертикально и закручивались прямо в дно. «Ключом» для закручивания таких болтов служили три баржи, двигающиеся по часовой стрелке…».
Третья легенда
Третья легенда гласит, что камни привезли с материка из разрушенных городских стен бывшего поселения Ольвия и Очакова, построили на них гарнизон и поставили 8 орудий. Известняк же привезли турки из древней Ольвии.
Четвертая легенда
По четвертой легенде – по периметру острова вбили 40 свай, между которыми насыпали камень и привозной грунт. Причем все это свозилось зимой по льду. А летом обязали каждое судно, выходящее из Очакова, брать с собой что-либо для сооружения острова. Легенду «подсластили» - якобы сваи вываривали в пчелином меду для прочности!
Учитывая предназначение, остров сначала называют Батарейным. В 1881 году были готовы причал, пороховые погреба и три линии укрепленных казематов.
Но сценарий строительства был другим все же. Сначала решение задачи по защите Очакова и морского пути к нему виделось, используя Кинбурнскую косу и крепость на ней. Но расстояние не позволяло осуществить эти планы, и тогда рассмотрели вариант с Очаковской отмелью, которая была прямо посередине входа в Днепро-Бугский лиман.
Эту очаковскую банку хорошо знали местные мореходы, так как она иногда даже появлялась над водой, потом исчезала, могла сместиться от середины фарватера. Таким образом укрепленный остров мог решить еще и задачи – противостояние течению и зимним льдам. Было решено, что как только отмель появится на поверхности, ее закрепят дубовыми сваями и далее на этом основании будет проводиться строительство. Планы своего подчиненного Де-Волана Г.А.Потемкин одобрил. Начались подготовительные работы, но смерть последнего остановила работы на 70 лет.
Морской министр Российской империи И.Траверс возобновил работы, и на появившейся на поверхности воды очаковской отмели установили площадку и порт, укрепили отмель. И на нем создали промежуточный перевалочный пункт для мелкого ремонта парусных судов, пополнения запасов воды, продовольствия, пороха. Вскорости расположили на острове гарнизон. Тогда же по распоряжению Александра II на острове установили 12 круговых пушек и 6 подъемных артиллерийских орудия. Они после выстрела прятались в шахту и становились неуязвимыми для ответных ударов врага.
В преддверии Крымской войны остров стал стратегическим объектом для обороны Николаева. Утвердили укрепление острова, как важного форпоста Российской Империи, а батарею назвали Приморской. Именно этот год считает официальной датой основания острова.
Взяв за основу расчеты русского инженера Г.Е.Паукера, которые делали для Кронштадта, решили увеличить площадь острова. Как планировали ранее, по периметру в дно вбили три линии шпунтовых свай, а получившееся пространство было засыпано доставляемыми с Кинбурна баржами камнями, глиной, песком, землей. Таким образом получилась прочная основа для построек на острове. К сожалению, была почти полностью разобрана Кинбурнская крепость…
...«работы по постройке этой батареи, к началу ноября, были въ таком положении, что при постоянной, с 15 сентября, работы 8 буксирных пароходов, 40 барж и более 40 подъемных судов, при 1.000 человек рабочих, оставалось для окончания батареи насыпать около 1.200 куб. саженъ».
Но как гласит четвертая легенда, действительно в 1881 году на острове возвели причал, склады, пороховые погреба, 40 казематов, лазарет и для доставки артиллерийских боеприпасов проложили железнодорожные пути. Спустя 10 лет Приморская батарея называлась образцом гидротехнического строительства. Из-за того, что из Кронштадта тогда перевезли две секретные артиллерийские и установки на два года, а потом демонтировали по ненадобности, возникла еще одна легенда. Якобы на острове могут таинственным образом появляться и скрываться мощные и неуязвимые орудия.
В Первую мировую войну остров не участвовал в сражениях – турки и немцы обстреливали слабо укреплённые прибрежные города. В Гражданскую войну в июле 1919 года белый десант занял остров, разрушив и уничтожив все военное оборудование острова. Но с наступлением Красной Армии весной белые сбежали, на острове практически все постройки оказались целыми. А так как полостью остров освободили к 1 Мая, то его переименовали в Первомайский.
В 1920 году после революции Приморскую или Николаевскую батарею переименовывают в Первомайскую, дополнительно укрепив орудиями. С 1925 по 1939 года проводили модернизацию оборудования острова, как и самого острова. Построили новый волнорез, укрепили береговую линию, пробурили новую артезианскую скважину, под водой проложили новые кабеля для электропитания и телефонной связи, нарастили земляные валы, а стены орудийных казематов увеличили до 2,5 метров.
Великая Отечественная война для острова началась на час раньше, чем для всей страны. Участия в военных действиях остров не принимал, но обороняли его артиллеристы до конца сентября – мощные оборонительные сооружения не пострадали от обстрелов. Когда закончился провиант, гарнизон острова на бронекатерах был эвакуирован на остров Тендра. В приод оккупации Первомайский стал опорным пунктом для немцев.
Спустя годы сначала на острове разместили бригаду спецназа для боевого дежурства и охраны кораблей. Здесь же проводили разные испытания водолазного снаряжения, подводных средств движения и защиты, парашютно-десантной техники.
В июне 1953 года на острове создают один из семи морских разведывательных пунктов спецназа. Основанный в Севастополе (6-го МРП СпН), пункт в 1961 году передислоцировали на Первомайский остров. Здесь же проводились регулярные совместные комплексные учения с разными частями флота, погранвойсками, МВД.
Тогда же подобные учения стали проводиться на соседних Тендровской и Кинбурнской косах. После реорганизации в 1968 году пункт преобразовали в 17-ю ОБрСпН (отдельная бригада специального назначения). За 36 лет было получено много наград. Знаки отличия, ордена и медали получили те, кто нес службу на острове Первомайский – офицеры, мичманы, старшины, матросы. До распада Союза остров даже не значился на картах из-за секретности, но моряки о нем хорошо знали, как и жители Очакова.
Судьба острова после распада СССР – это уже другая история...
Сердца моего боль
Давно не памятник, забыт ты всеми и заброшен.
Промчались вихрем над тобой века.
Маячишь глыбой из воды, акацией обросший.
Плывут устало над тобою облака.
Уже не интересует люд, что ты воздвигнут самодержцем.
Что пленником твоим был легендарный Шмидт.
Он так же как и ты «растерзан» был и брошен,
Ну, а в конце, как водится у нас, - убит.
Убито все, что связано с тобою:
Мало, кто помнит тот бессмертный гарнизон,
Сражавшийся с фашистскою ордою,
В тех, кто в тебя навеки погребен.
Р.S. И нас в себя впитал ты без остатка.
Мы все скорбим, взирая на тебя.
О, легендарный остров Первомайский.
Несчастная, ничейная земля.
Капитан 3-го ранга в отставке Богданчук Сергей Григорьевич
Предыдущее повествование об острове - Бывший секретный остров в Черном море.
Если статья была интересна или полезна, ставьте лайки. Подписывайтесь на мой канал, будет много интересного…