Найти тему

Почему провал бывает дороже успеха

Оглавление
Кадр из фильма "Нефть"
Кадр из фильма "Нефть"

Знатоки говорят, что у Пола Томаса Андерсона прежде всего нужно смотреть фильм «Магнолия», который принёс режиссёру всемирную славу. Мы, однако, вспомним другие его киноленты.

Режиссёр Пол Томас Андерсон
Режиссёр Пол Томас Андерсон

Картина «Призрачная нить» не собрала у нас полные залы, но, думаю, осталась в истории кино как недооценённая работа режиссёра-визионера, соединяющего реальность и несбыточное, сны и повседневное, фантазии и раздражающую явь.

Кадр из фильма "Призрачная нить"
Кадр из фильма "Призрачная нить"

Вечно непредсказуемая история Пигмалиона и Галатеи, перемена участи творца и творения, воодушевляющий мезальянс. Далёкие пятидесятые, закрытый мир британской высокой моды. Платья, платья, платья - и люди, в несовершенстве своём недостойные красоты, созданной кутюрье. Мир бесконечно чужой – и, кажется, нашедший свою пару. Состязание амбиций заказчика и художника, спор любви и привычки. И послание вечности - зашитая в подкладку записка.

Кадр из фильма "Нефть"
Кадр из фильма "Нефть"

Значительно эмоциональней и нервически воспринимается фильм Андерсона «Нефть». Возникает ощущение, что примерно треть картины не досняли, а если и досняли, то забыли смонтировать. Трудно понять, почему взбунтовался сын главного героя, а реакция отца на это непослушание очень предсказуема. Многолетний поединок нефтяника и проповедника разрешается просто и кроваво, а как бы вы хотели, если зрителю с самого начала объясняют, что нефть - это кровь земли, а герой хром, что совершенно недвусмысленно указывает на его бесовское происхождение.

Кадр из фильма "Нефть"
Кадр из фильма "Нефть"

Дэниэл Дэй-Льюис играет фанатика-богоборца, страшно, гениально, неистово. Плохо лишь, что герой его не меняется; каким он вошёл в этот мир алчности и скверны, где прекрасны только просторы, пронзённые нефтяными вышками, таким и уходит, без внутреннего слома или прозрения.

Объяснять, почему это неправильно - занятие нудное и тоскливое, а я и без того уже тяну какую-то очень унылую ноту, так что подведу неожиданный итог.

Смотреть «Нефть» нужно обязательно: во-первых, потому что это настоящий большой стиль, киносага, каких сейчас почти не создают.

Во-вторых, ради Дэй-Льюиса, которым нельзя не восторгаться. И в-третьих, потому что у Андерсона даже ошибки значительны и по-своему плодотворны.