Найти в Дзене
Василисины размышления

Почему Каренин и Вронский – оба Алексеи? Часть 2

Использованы кадры из разных экранизаций "Анны Карениной"
Использованы кадры из разных экранизаций "Анны Карениной"

В романе «Анна Каренина» Л.Н.Толстой дал мужу и любовнику главной героини одинаковые имена, да еще и подчеркнул это фразой Анны: какая странная, ужасная судьба, что оба Алексеи, не правда ли?

Зачем он это сделал? Некоторые общие соображения на этот счет я высказала здесь, а также изложила версию, близкую к принятой у критиков.

Но вот лично у меня есть еще частное мнение. Скорее всего, сам Л.Н.Толстой ничего подобного в мыслях и не держал. У него вообще отношения к женщинам не слишком уважительное, мягко говоря.

Но при этом Толстой был очень наблюдательным. Поэтому, даже делая предвзятые выводы, ситуации он часто подмечал и описывал очень точно, не выдумывая, а воспроизводя детали. Так что узнаваемая картинка может сподвигнуть читателя и на собственные выводы.

Анна произносит свои слова в горячечном полубреду, умирая после тяжелых родов. Не время для салонных разговоров и тонких намеков. Обычно в тяжелом положении слетает шелуха условностей и приличий, люди могут сказать самые простые и неприглядные истины. Или даже прозреть что-то из-за черты.

Может быть, Анна имела в виду, что, в сущности, не особо эти два Алексея и отличаются? Без всяких глубокомысленных сравнений. Какая разница, какие у них там воспитание, принципы, мотивы, тараканы... Оба просто мужчины, две руки, две ноги, посередине гвоздик. С кем бы ни кататься, а саночки возить – и метаться в родильной горячке, и принимать презрение общества – придется женщине.

А мужчинам, в общем, не до нее. У каждого еще до этой истории накопились весьма неприятные проблемы, требующие решения. Любовь, конечно, штука неплохая, но вот если бы еще включалась/выключалась по щелчку и не требовала столько внимания… Аня, сиди тихо и не выноси мозг, без тебя тошно!

Да и вне болезней и скандалов, в относительном благополучии ничуть не лучше. Как надоел государственно-озабоченный, вечно занятый муж «непоэтической наружности» с писклявым голосом, так вскоре станет постылым и пылкий любовник, с «холодным спокойствием» выясняющий с нею отношения. Потому что твоя душа не нужна никому, "смотрят на тебя, как на вещь".

Оба требуют быть удобной для них – и только. Как метко определил приятель Вронского: "Трудно любить женщину и делать что-нибудь… как нести fardeau (*груз) и делать что-нибудь руками можно только тогда, когда fardeau увязано на спину". Вот Анну с ее потребностями оба мужчины и стараются все время отодвинуть за спину, да еще попрекнуть, что груз она нелегкий.

Хотя, заметим, инициатором этой истории была вовсе не Анна! Будь Вронский (подзуживаемый своей компанией) менее настойчив, или увези Каренин жену вовремя в поместье или на воды на полгода - и все бы обошлось.

И ее собственная роскошная красота в обоих тоже быстро начинает вызывать отвращение.

Над креслом висел овальный, в золотой раме, прекрасно сделанный знаменитым художником портрет Анны. Алексей Александрович взглянул на него. Непроницаемые глаза насмешливо и нагло смотрели на него, как в тот последний вечер их объяснения. Невыносимо нагло и вызывающе подействовал на Алексея Александровича вид отлично сделанного художником черного кружева на голове, черных волос и белой прекрасной руки с безымянным пальцем, покрытым перстнями. Поглядев на портрет с минуту, Алексей Александрович вздрогнул так, что губы затряслись и произвели звук «брр», и отвернулся.

— Я интересуюсь потому, что люблю ясность, — сказал он (Вронский). — Ясность не в форме, а в любви, — сказала она, все более и более раздражаясь не словами, а тоном холодного спокойствия, с которым он говорил. «Боже мой, опять об любви», — подумал он, морщась… Она подняла чашку, отставив мизинец, и поднесла ее ко рту. Отпив несколько глотков, она взглянула на него и по выражению его лица ясно поняла, что ему противны были рука, и жест, и звук, который она производила губами.

Вот такая вот «странная, ужасная судьба». Так стоило ли вообще открывать кому-то душу? И так ли уж неправы светские по...шки, с холодным сердцем развлекающиеся по правилам? "А кому надо, что ты терзаешься?" (А. Островский, "Бесприданница")

Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба.