Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова на попразднство Введения во Храм Пресвятой Богородицы. По притче о богатом человеке, у которого был хороший урожай в поле, и о том, правильно ли он распорядился этим даром. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, 28-я Неделя по Пятидесятнице, утро 5 декабря 2010 года
«Сказал Господь притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле…» (Лк. 12, 16)
Как это прекрасно!
«…И он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?» (Лк. 12, 17).
Настолько был велик его урожай. То, что он размышлял, как бы не сгноить урожай, – это тоже прекрасно.
«…И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое…» (Лк. 12, 18).
Как прекрасно! Как разумно!
«…И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12, 19).
А вот это – плохо. Потому что всё, что человек имеет, начиная от умственных способностей, от талантов, от наследства родителей – не его заслуга. В таких случаях, как с этим урожаем, обычно говорят: повезло! Хотя это было благословение Божие.
Было с какой целью? Господь сказал через апостола: «сильные должны немощи немощных носить и не себе угождать, а каждый во благо должен ближнему помогать» (Рим. 15:1-2). А вот этот человек оказался неисправен. Избыточный урожай дан ему был для того, чтобы он мог этим прибытком – который просто сверху на него упал от Господа Бога, – послужить. Таков был замысел Божий. А он – допрежь того всё делал правильно и очень разумно, и рачительно, и прекрасно, за это достоин похвалы… Но как он распорядился этим даром? Совершенно не верно.
И вот, к сожалению, большинство людей тем даром, который они получают от Бога, распоряжаются плохо. Распоряжаются плохо даром семейной жизни. Распоряжаются плохо своими детьми. Распоряжаются плохо тем, чему они научены. Распоряжаются плохо своими средствами, деньгами, в частности. И так далее. Хотя по замыслу Божию человек должен эту землю превращать в Рай. Но этого не происходит именно потому, что человек, в силу своей эгоистичности, думает только о том, чтобы себя как-то ублажить. Это совершенно неправильно, это противоречит воле Божией.
И в этой притче дальше говорится: «Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12:20).
Кому? Ну, хорошо ещё, если детям. Но сколько в нашей жизни примеров бывает, когда с таким трудом, вниманием, заботами, даже с преступлениями, люди накопили изрядное количество средств, а после их смерти – что? Это пошло на благо? Нет. Это сущее безумие. Поэтому Господь и говорит: «безумец».
Всегда очень важно то, как проживёт человек жизнь, как он использует дары Божии для того, чтобы себе, можно сказать, «обеспечить» – но не следующий отрезочек жизни, а обеспечить жизнь вечную. С помощью этого богатства, неправедного, – потому что он не сам его получил, а получил в дар от Бога – он мог приобрести множество людей, которые бы за него молились Богу как за благодетеля. Но он, к сожалению, этого не сделал. Так и большинство людей.
И сказано: «так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:21). Если мы хотим быть христианами, нам нужно научиться богатеть в Бога. Бог – наш Творец и Отец, – существо духовное. Ни в чём материальном Он не нуждается. Что значит «богатеть в Бога»? Это значит приобретать себе сокровища духовные.
И вот очень интересная такая закономерность, некое совершается преображение: тратишь материальное, а приобретаешь духовное, происходит такое изменение. Вот этот богач из притчи мог на свои средства, например, устроить больницу для бедных. Чтобы любой бедный человек мог туда позвонить, приехала бы «скорая помощь», бесплатно его привезла бы в больницу, в этой больнице ему бы сделали полное обследование. И – так, чтобы соответствовало современным достижениям медицины, самым лучшим, швейцарским, немецким, израильским – обеспечили бы ему на средства этого богача, этому бедному, лечение. Так, как будто это он сам (богач – Ред.). Не так, как у нас в больнице: а что Вы хотите, Вам уже 80 лет! Хотя, когда человек приезжает богатый, он никогда не услышит таких слов, наоборот – мы будем тебя лечить столько, сколько надо. Мы будем привозить врачей. Хочешь – из Америки, хочешь – из Швейцарии. Давай в Интернете найдем, кто по этой специальности самый лучший, и он сейчас к тебе приедет. К оставшейся без детей бабушке, которая в тамбовской деревне живет, где до церкви 12 километров, а магазина вообще нет. Это же можно сделать? Можно.
Вот это называется «богатеть в Бога». Это называется трудиться «за спасибо». И нет ничего лучше труда «за спасибо». Бабушка вздохнёт о нём и скажет: «Спасибо!» То есть, «Спаси тебя Бог!» Что ещё нужно? И, когда он это начнёт делать, совершится чудо: сердце начнёт умягчаться. Сердце начнёт радоваться добру, сделанному человеку нуждающемуся. Вот так, за деньги, оказывается, можно купить себе некоторые качества души.
И вот, в силу своих возможностей – у всех они разные – каждый может помочь либо словом, либо каким-то поступком. А у кого есть большие ресурсы, может сделать колоссальное количество дел, необыкновенно огромное количество дел. Но, к сожалению, человек увлекается другими вещами. А в силу того, что любой человек – существо вечное, ему не приходит в голову думать о собственной смерти, о том, кому всё это достанется. Может, вообще всё сгниёт, если некому будет приглядывать за «житницами»…
Очень важно нам научиться думать о вечности, и важно всем, чем возможно, послужить ближнему. А зачем?
Конечно, ближний наш – существо неблагодарное. Конечно, ближний наш очень часто сам виноват в своём трудном положении. И, конечно, ближний наш часто даже не рассчитывает на ту помощь, которую мы могли бы ему оказать, даже об этом не знает. Это нужно совершать не для ближнего, это нужно совершать для самого себя. Для того, чтобы сердце исполнилось той, необходимой нам, Божественной любви, которая может нас ввести в Царствие Божие. Потому что это Царство – царство любви.
Если мы будем оценивать нашего ближнего с пристрастием – «этот ближний хороший, ему я помогу», «а этот ближний какой-то не очень хороший», «а от этого ближнего как-то пахнет не очень хорошо, поэтому даже общаться мне с ним тяжело»... Вот если будет у нас такой подход – то это совсем не то, что требуется. Потому что Господь (чему и нас учит) посылает дождь – всем, солнце – всем, полезные ископаемые – всем. Он так всё распределяет. Он на разные мелочи не смотрит. Если смотреть на людей и сравнивать их между собой в социальном плане, то можно, конечно, усмотреть какую-то градацию: кто похуже – кто получше; от кого пользы людям больше – от кого меньше – а кто совсем вредитель, от него только головная боль. Но с точки зрения Бога все наши достоинства ничего не стоят, это всё такая мелочь. А грехи – как один святой выразился, «неужели ты думаешь, смешной человек, что ты камнями своих грехов закидаешь море милосердия Божия?» Совершенно несравнимые величины.
Поэтому наш суд по отношению к другим людям – и ничтожный, и неправедный, и неправильный. К сожалению, мы пристрастны, и наше пристрастие больше к самим себе. Поэтому Господь и сказал: «не судите и не судимы будете» (Мф. 7, 1). А нужно нам исполнять волю Божию, которая заключается в том, чтобы каждый человек достиг любви, то есть достиг Бога. И это возможно только одним способом: через нашего ближнего и через благодарение Богу. Вот мы сегодня собрались на Божественную литургию, совершили благодарение Богу, причастились Святых Христовых Таин. Без этого невозможно управить наше сердце. То, что мы это сделали – правильно, но теперь нужно идти дальше. С помощью благодати Божией, которую мы получили в Святом Причастии, мы должны оказать любовь нашему ближнему. И в этом нужно упражняться ежедневно, потому что это, собственно, и есть духовная жизнь.
Апостол говорит: «если вы духовны, то по духу и поступать должны» (Гал. 5, 25). В нас должен быть дух Христовой любви. Если в нас его нет, то тогда, как говорит апостол, «если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8, 9). Поэтому – ты можешь по анкете быть православным христианином, но на самом деле ко Христу никакого отношения не иметь. А то, что ты ходишь в церковь – ну, и мухи в церковь залетают, и мыши заходят, иногда и киска забежит. Так что это ещё ровным счётом ничего не значит. Каждый психически нормальный человек, конечно, религиозен, и каждый отправляет свою религиозность в той традиции, в которой он родился. Но это не значит, что все ходящие в церковь – христиане. Нет, это отнюдь не так, а только тот, кто имеет дух Христовой любви.
И стяжать его можно только постоянно причащаясь Христовых Таин. И эту энергию Божественной любви, которую мы получаем от Бога в Таинствах, тратить на то, чтобы своё сердце упражнять в любви. Этому нужно учиться, этому нужно учить детей, в этом быть им постоянно примером. Тогда что-то будет меняться, когда человек будет предпочитать ближнего своего, его интерес, самому себе. И будет находить в этом служении и радость, и удовольствие. Мы помним, как Господь перед тем, как идти на крестную смерть, собрал учеников на Тайной Вечере и совершил с ними первую Литургию, первую Евхаристию, и ноги им умыл. Он говорил: «если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу» (Ин. 13, 14). Вот в чём состоит деятельное христианство: в том, чтобы умывать друг другу ноги, и в том, чтобы совершать Божественную Евхаристию. Всё очень просто.
Мы же поступаем совершенно иначе. Даже самые ближние наши, члены нашей семьи, от нас ужасно страдают. Потому что, вместо того, чтобы умывать им ноги, мы обвариваем эти ноги кипятком. Вместо того, чтобы эти ноги лечить, мы этим ногам пальцы выворачиваем. Мы всё делаем наоборот. И ещё думаем, что вообще является извращением и кощунством, что это как-то «во благо». Мы всё хотим кого-то заставить, чтобы было всё «по-нашему»… Это невозможно. А каждый христианин должен стать – по замыслу Божию – источником, проводником Божественной любви.
Вот к этому надо стремиться, и это есть подлинное христианство. Для этого Господь и ввёл нас во храм, потому что здесь, в храме, мы причащаемся, а Евхаристия – школа любви, здесь мы можем найти для себя возможность получить эти божественные уроки. Но не так, как нерадивый ученик: в одно ухо влетело, а в другое вылетело. Жизнь состоит из поступков, и эти поступки наши нужно освятить христианством, нужно «осолить» нашу жизнь. Тогда это будет подлинно, тогда это будет настоящее христианство, а не какое-то такое, формальное, «техническое», или чем-то будем увлекаться другим, внешним.
Древние говорили, что каждый ближний наш – это врата в Царствие Божие. Либо сейчас закроются, либо мы пройдем дальше. Куда дальше? До следующего ближнего. Потому что каждый день, каждый час – либо мы эту дверь откроем, либо нет. Потому что, если ты говоришь, что Бога любишь, а брата своего ненавидишь, – ты есть ложь. Как можно любить Бога и ненавидеть Его иконы? Это совершено непонятная и противоречивая вещь. А человек есть живая икона Божия. Как икона может потрескаться и потемнеть, так и в человеке образ Божий может до известной степени помрачиться, и ничего в этом удивительного нет. И, главное, ты сам такой же. Поэтому нам нужно не осуждать друг друга, а понимать, что он грешник-страдалец, и ты грешник-страдалец. И мы должны вместе друг другу помочь. Но помочь может только христианин, потому что он имеет возможность, причащаясь Святых Христовых Таин, получить ту Божественную энергию любви, которую может потратить на своего ближнего. И чем больше мы окажем любви ближнему нашему, тем больше в нас она будет пребывать. И таким образом, шаг за шагом, мы достигнем Царствия Небесного.