Во время просмотра некоторых картин остается стойкое ощущение недосказанности. Будто ты должен сам открыть суть истории.
Сериал "Призраки дома на холме" - одна из таких картин. На протяжении 10 серий зрителей держат в состоянии неполной ясности и рефлексии.
При этом суть здесь не прячут и не вуалируют специально, как в работах того же Аронофски. Скорее её не говорят напрямую... Но разве в жизни бывает иначе?
Итак, о чём фильм?
*Статья содержит сюжетные спойлеры
1) Самый открытый смысл - переживание утраты близкого человека.
Смерть матери становится шоком для всех героев.
Семья переживает горе, словно организм, потерявший важную часть. Корчась в агонии он пытается найти виноватого, силится понять, как можно было предотвратить трагедию. Виноват ли кто-то?
Отец никогда не говорил детям о том, что произошло в ту ночь. Он лишь повторял, что пытается их защитить. Ложь портит отношения. Каждый персонаж знает частичку правды, в которую отказывается верить. И это давит тяжелым бременем тишины.
Серия о похоронах, снятая длинными кадрами – кульминация данного конфликта. Попытка самоанализа каждого персонажа и семьи в целом.
В этой серии переходы между прошлым и настоящим такие плавные, что иногда кажется, будто герои всё ещё в том доме, ментально застряли в роковой ночи. И не могут позволить двигаться дальше ни себе, ни друг другу.
2) Из этого вытекает второй смысл - формирование личности.
Детская травма может определить характер и историю жизни любого человека.
Для данной семьи травмой стала смерть матери.
С точки зрения старших детей, мама была душевнобольной, и они боятся, что семья наследственно предрасположена к ментальным расстройствам.
Самый старший, Стив, стал писателем благодаря выдуманной версии о доме, населенном призраками. Истории, в которую он сам никогда не верил. Но в подсознании его страхи живы...
Шерил стала организатором похорон, и вряд ли это связано с природной тягой к профессии. Она хотела все держать под контролем, «исправлять людей», как кто-то когда-то исправил ее маму. Здесь можно также вспомнить погибшего котенка - первые похороны в жизни девочки. Мать пытается защитить Шерил от правды, но ложь слишком явная, чтобы в нее можно было поверить. Конфронтация выливается в первый приступ мигрени и отчаяния у матери.
Средняя дочь, Тео, работает детским психологом, и в своей работе безупречна благодаря способности понимать «закрытых» детей через призму себя, и необычайно развитой эмпатии. Она убеждена, что чувствует сокрытое в предметах и людях. В воспоминаниях детства мама догадалась об этом и подарила Тео пару перчаток, для защиты ее чувствительности. И это говорит о многом - мама верила, понимала, всегда хотела защитить. Но такого важного человека в жизни Тео не стало. Отныне она боится прикосновений - чужих эмоций, воспоминаний, привязанностей. Но больше всего она боится признаться себе в том, что знает о произошедшем в ту ночь. Она выстраивает те самые «стены», что пытается пробить у своих пациентов.
И самые младшие – близнецы. Они были совсем крошками в том доме, поэтому их история кишит призраками, не ушедшими и после роковой ночи. Их травмы так глубоко в подсознательном, что они не могут сформулировать настоящую причину своих тревог и страхов. Страхи выливаются в ужасные видения. Люк стал наркоманом, чтобы убежать от страшных иллюзий, а Нелли впала в депрессию после смерти мужа. Она видит «женщину со сломанной шеей» (призрак из прошлого), и в результате она стала той самой женщиной со сломанной шеей. Самый страшный момент фильма. «Мама, почему я кричу, а меня никто не слышит?»
3) Смысл круга, или замкнутость причины и следствия.
Начиная с постоянного наличия круглых предметов в кадре, цикличного монтажа и заканчивая сюжетными поворотами, в которых начало сплетается с концом, авторы рисуют замкнутость снова и снова.
Это можно прочитать, как нелинейность времени, предопределенность.
Каждый выбор влияет на сюжет жизни, но как понять, какой выбор был первым?
4) Смысл призраков.
Были ли видения настоящими? Или ужасы происходили лишь у персонажей в голове.
Каждый ответит для себя сам. Мы не знаем, есть ли что-то большее, непознанное человеком. Сериал не отвечает на этот вопрос. Он сам его задаёт.
В девятой серии Оливия цитирует Уильяма Шекспира:
"Горацио, остались ещё вещи меж небом и землёй что не подвластны философии людской."
А в одной из серий Стив признается жене, что "призраки - это вина, это тайна. Призраки - это сожаления и неудачи. Но чаще всего призраки - это наши желания"
Но Оливия и Стив были совершенно разными...
Реально то, во что мы верим?...
5) Конфликт материнской и отцовской любви.
Самый драматичный слой – противостояние отца и матери. Они любят друг друга, и их любовь прекрасна, она породила пять уникальных «звездочек», великолепное семейство, открытое и чуткое друг для друга.
Но гармония и равновесие нарушается. Мама хочет защитить детей от всего плохого, поставить себя между злым внешним миром и детьми, но это сделать невозможно. Типичный пример материнской любви - любви, которую не надо добиваться, безграничной, отдающей, нелогичной любви вопреки, беспричинной, с желанием защитить от всего.
В данном случае это желание вылилось в крайность – безумное стремление законсервировать детей в их безопасном состоянии. Мать знает, как мир опасен, зол и недружелюбен, как жизнь ранит, не давая ничего взамен. Поэтому она пытается поставить барьер между детьми и внешним миром. Не дает им взрослеть. Но защищая от плохого, мать не подпускает и хорошее.
Мы все проходим через тяготы жизни, чтобы почувствовать после что-то хорошее: любовь, успех, отдых, достижение, радость. Жизнь и время нельзя разделить на хорошее и плохое, в конце концов, нам всем приходиться бродить в своей темноте. Но это стоит того. Только так можно осознанно быть собой, личностью, человеком.
Отец понимает это. И в этом заключается отцовская любовь – наставничество перед трудностями, прививки боли, присмотр за океаном с маяка. Отец любит личность, заботится о подготовке этой личности к трудностям, отцовскую любовь надо заслужить.
И в семье, эти две любви соединяются в единый нерушимый щит гармонии.
Но мать исчезает из жизни семьи, и в итоге отцу приходится взять на себя бремя, с которым он не справляется. Защитить детей от ужасной правды, но при этом остаться открытым другом и наставником. Он лишился любви, он скрывает страшную тайну. Ему не по силам совмещать в себе оба вида любви, заменить мать своим детям…
Под конец отец открывается только старшему сыну, жаждущему правды и достаточно взрослому, чтобы понять и взвалить бремя правды, бремя жизни и отцовства на себя.
Он ведет диалог со своей мертвой женой, принимая её такой, какая она есть и отдавая ей себя, взамен детей. Он все ещё ее любит и хочет остаться с ней навсегда. Ведь она тоже личность, прекрасная личность, поглощенная безумием – частичкой злого в этом мире.
«- Путь кончается — влюбленные встречаются. - Ты написала это на моих часах, помнишь? - Но я ошибалась — есть один секрет. Путь не кончается. Если ты любишь, нет, никогда не кончается. Правда, это чудесно?»
#призраки дома на холме #дом на холме #призраки дома на холме смыслы #призраки дома на холме объяснение #сериал #лучшие сериалы #хоррор #фильмы ужасов #ШИРЛИ #ШИРЛИ ДЖЕКСОН