Формула "небо-земля" достаточно часто появляется на страницах библейских книг. Начиная буквально с первого текста; "В начале сотворил Бог небо и землю" эта фраза появляется с завидной регулярностью на всем протяжении Ветхого Завета. Достаточно часто речь идет о Творении и изредка формула приобретает другой смысл или звучит как предупреждение, напоминая о объективном характере воззвания. Например, "во свидетели призываю небо и землю" и похожие слова, звучат как клятва и призывают стороны к почтительному отношению и следованию обещаниям.
В некоторых случаях, а из немало, фраза "небо и земля" подразумевает сотворение всего сущего, где бы оно не находилось. Одним из самых красивых текстов, иллюстрирующих данную мысль является текст в книге Неемии: "Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются. (Неем. 9:6) "Небо и земля, море, и все, что в них" намекают на первые дни появления жизни, и всегда речь идет о Том, Кто все это сотворил.
Бог, сотворивший небо и землю - это настолько привычный речевой оборот, что невозможно представить ситуацию как то иначе. Последовательность "небо, земля, море и все что в них" встречается в четвертой заповеди Закона и повествует о повелении хранить и святить субботний день, как своего рода памятник и по сути являясь венцом творческой недели. Обратите внимание на текст четвертой заповеди: "Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. (Исх. 20:11). Такая последовательность появляется еще несколько раз в пророческих и поэтических книгах прошлого. Хотелось бы привести некоторые из них.
В начале сотворил Бог небо и землю. (Быт. 1:1)
Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда
Господь Бог создал землю и небо. (Быт. 2:4)
...ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. (Исх. 20:11)
Это-- знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что
в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и
покоился. (Исх 31:17)
И молился Езекия пред лицем Господним и говорил: Господи Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю. (4 Цар 19:15)
Помощь наша-- в имени Господа, сотворившего небо и землю. (Пс. 124:8)
Сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность. (Пс.146:6)
Это лишь некоторые из них, для иллюстрации мысли.
Из вышеперечисленного следует что ветхозаветные писатели связывали появление неба и земли с Богом, которому они поклонялись. Он - Творец и иной картины попросту нет. Еще одна знаменитая фраза на этот счет: "Боги народов ничто - а Господь небеса сотворил.
Формула "небо - земля" также плавно перетекает в книгу Откровение.
Самое первое упоминание о Творении можно обнаружить в четвертой главе данной книги. " достоин Ты, ГОСПОДИ, принять славу, и честь, и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено. (Откр. 4:11)
Следующим любопытным моментом является текст пятой главы. " И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу— благословение и честь, и слава и держава во веки веков (Откр. 5:13) На первый взгляд в этом тексте не говорится о Творении напрямую, но оно подразумевается. Обратите внимание на типичную для бытописателей привычный и ранее встречаемый оборот: "небо ,земля, море и все что в них". Это намек на текст четвертой заповеди и он будет еще встречаться в книге Откровение.
Десятая глава продолжает начатую мысль и в очередной раз содержит в себе текст, где опять встречается идея "неба и земли". "..Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем. (Откр. 10:6). Вновь мы видим намек на четвертую заповедь и это неспроста.
Одним из наиболее внушительных по своему значению текстом, в котором ангел призывает поклонится Сотворившему небо и землю является текст в четырнадцатой главе Апокалипсиса. "и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод. (Откр. 14:7) Опять та же картина, вновь наше внимание направлено на Того, Кто запечатлел Свою творческую активность в субботнем дне и дал его как знак и память о Творении. Не просто так в Апокалипсисе находятся аллюзии на этот день. Именно эта последовательность содержится в заповеди о субботе и Откровение использует эту связь в своих целях. Призыв поклонится Сотворившему небо и землю наилучшим образом выглядит именно тогда, когда человек отмечает и делает особенным день субботний.
Еще раз идея творения появляется в последних главах книги, уже в контексте Нового Неба и Новой Земли. "И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. (Откр. 21:1) Опять те же действующие лица, "небо, земля и море". Характер повествования меняется, основные лица остаются ,за исключением моря (до сих пор ведутся споры, о каком море говорил Иоанн). Прежнее прошло. Смерть, плач, болезни, горе - все это осталось в прошлом. Земля обновлена самым коренным образом, очищена и возрождена для новых обитателей. История греха и зла подошла к концу, нет ничего проклятого, ничего, что хоть как то напоминало о мрачном прошлом, все абсолютно новое и это будет продолжаться вечно.
...и нет ничего проклятого. (Откровение Иоанна Богослова).