Найти в Дзене
Простая психология

"Мне трудно принять, что дочь вышла замуж и приняла ислам". Почему так произошло?

Оглавление
Почему так произошло?
Почему так произошло?

Как принять выбор веры своего ребенка

Клиентка пришла ко мне, чтобы разобраться со своими переживаниями. Но больше всего ее волновал вопрос: "Почему так произошло?". Всепоглощающее чувство вины не давало ей нормально общаться с дочерью и зятем. Отношения с мужем стали напряженными, а здоровье стало резко ухудшаться.

Проблемы межконфессиональных браков иногда бывают отложенными во времени и проявляются уже на детях. Как в этом случае из моей практики.

Жена — русская, а муж — татарин, семья была дружная и вопросы разной религии их никогда не волновали. Муж мог заехать по пути в монастырь и заказать молебен.

Я плохая мать

На прием пришла исхудавшая, осунувшаяся женщина. Стоял разгар лета и в кабинете было солнечно, и на этом радостном фоне разительные перемены в ее облике бросались в глаза.

Она напоминала привидение самой себя, лет этак пять назад. Тамара была подругой детства моей подруги, и я видела ее мельком несколько раз.

Тамара рассказала мне, что дочь была крещена еще в детстве, и она не может понять, почему та предпочла другую веру: "Мои мысли постоянно крутятся в поисках причины, что я не так сделала, в чем ошиблась. Наверное, я была ей плохим примером. Перед глазами постоянно всплывают образы моего недостойного поведения. Я стараюсь отвлечься, но эти образы преследуют меня. Мне мучительно больно и за себя, и за нее".

Я довольно быстро выяснила, что ни она, ни ее муж особо религиозными не были.

Откуда же такая значимость веры дочери для матери? Было заметно, что она беспокоилась вовсе не о спасении души своей дочери.

Для нее то, что дочь выбрала веру отца, а не ее веру, означало крах ее представлений о себе, как о хорошей матери. Дочь, сменив христианскую веру на мусульманскую, как бы демонстрировала, что репутация отца в ее глазах выше, чем матери.

И это была проблема. Мать очень переживала, что она хуже отца.

Что я сделала не так?
Что я сделала не так?

Кровь взяла свое

Тогда я стала расспрашивать клиентку, а почему она, собственно, считает себя плохой матерью.

— Брак дочери неудачный? Они плохо живут? Нуждаются? Плохо воспитывают детей? — задавала я вопрос за вопросом.

— Живут хорошо! Большая квартира, очень значительный достаток, да лучше нас мужем живут в сто раз! — с некоторой гордостью произнесла она.

— Но ведь именно такой жизни хотят матери для своих дочерей, разве нет? Она устроена в жизни, с семейной жизнью справляется. Разве это не означает, что вы хорошая мать? На что жалуетесь-то? — делаю я первый заход.

— Но почему тогда она веру отца взяла? — опять загрустила Тамара.

Я опять пускаюсь в расспросы, чтобы выяснить, а не был ли религиозным зять, и выясняю, что религиозны родители зятя, а дочь с мужем — нет.

— А как они относятся к мусульманским обрядам, соблюдают? — пытаюсь я прояснить ситуацию.

— О, очень серьезно, — заверяет меня клиентка. — Недавно дочь так долго спорила с мужем: почему ему можно ходить в шортах, а ей нельзя!

Куда уж серьезней относиться, серьезней некуда. Очень вероучительный диспут, что и говорить. Религиозные убеждения тут явно не причем. Зайдем с другой стороны.

— А вы когда замуж за татарина выходили, вас смущало, что он другой национальности, другой веры?

— Да нет, мне все равно было.

— Ну так от татарина вы и родили татарку, так бывает, а кровь свое взяла.

Клиентка замолкла, она-то поднимала на меня глаза, то опускала, пыталась что-то сказать и вновь умолкала. В ее мыслях происходил тектонический сдвиг. Обретали форму новые материки. Менялась своего рода картография представлений о своем положении в сложившейся ситуации.

Осмыслив идею, что она просто родила татарку от татарина, а та, в свою очередь, приняла веру предков, клиентка в некотором смысле амнистировала себя как мать.

— Я поняла, — сказала она. — Так бывает.

Так бывает
Так бывает

А проблемы-то психологические!

Она постепенно успокаивалась, мы еще немного поговорили о том, что святой Григорий Богослов, один из трех учителей церкви, крестился в зрелом возрасте, когда получил образование, хотя и родился в христианской семье. А еще о том, что традиция раннего крещения детей возникла в только после первого тысячелетия, а до того крестили только взрослых.

Я вела с ней поддерживающую беседу, а Тамара постепенно свыкалась с мыслью, что ее дочь оказалась татаркой.

— Я поняла почему у нас с ней отношения не складываются, я пытаюсь настаивать, что она русская, а она — татарка. Я же люблю ее отца и ее люблю. А что до всего остального... — запнулась она. — Я не судья... Бог рассудит.

— Браво, — только и оставалось мне сказать.

Глубоко религиозные люди на самом деле редко заключают межконфессиональные браки. Не потому, что это запрещено (это не так), а во избежание проблем в семье по религиозным взглядам.

В таком браке зачастую причины возникших проблем скорее психологические, чем религиозные.

Проблемы в межконфессиональных браках в большинстве своем возникают из-за попыток настоять на преимуществах своей:
— веры;
— национальности;
— семейного статуса.

Таким образом человек пытается продемонстрировать свое личное превосходство над другим. Как в случае Тамары: "Я твоя русская православная мать! Будь как я!" К религии это отношения не имеет. В данном случае мать желает, чтобы ребенок был как она, а не как отец.

Не получается так. Да и зачем?

Конечно, нам приятно, когда дети похожи на нас, но ведь главное, что они отличаются от нас. Может, пусть они станут лучше, чем мы? И пусть сделают это по-своему.