Давайте честно - нам важно, как нас оценивают "по одёжке". Желание нравиться и быть принятым обществом у большинства людей ярко выражено. Поэтому многие бегут в спортзал за гармоничной фигурой прежде всего, а не за здоровьем, ну а если со спортзалом дружба не сложилась, всё также втягивают животы, когда кто-то значимый появляется в поле зрения.
Но были в истории человечества периоды, когда наличие живота и лишних килограммов были почётной обязанностью, чтобы общество рукоплескало. В 1903 году в веселой местной таверне, спрятанной в штате Вирджиния, США, открылся один из самых успешных клубов Америки для толстых мужчин.
Клубы толстых мужчин конца 19-го и начала 20-го веков были зрелищным праздником богатства и пухлости ушедшей эпохи. Эти клубы, видимо, были последними свидетелями тех времён, когда общество считало полноту достойной поощрения.
Члены клуба должны были весить не менее 200 фунтов (~91 кг), причём мышечная масса явно не преобладала - "железом" массово тогда не увлекались. Дважды в год члены клуба собирались, чтобы дать возможность мужчинам набраться сил и соответствовать требованиям по минимальному весу.
Взвешивание было соревновательным мероприятием. В статье New York Times 1885 года описывается удрученная реакция члена клуба толстых мужчин Коннектикута, когда он наступил на чашу весов. «Сейчас я должен весить более 300 фунтов (~136 кг)», - хвастался Джордж Капп. Увы, он пришел с разочаровывающим результатом 243 фунта (~110 кг). Как сообщала Times, «его друзья думали, что он похудел, по крайней мере, на 20 фунтов еще до вечера».
Чем занимались в клубе толстых мужчин? Конечно же, кушали, и много. Согласно краткой истории клуба писательницы Полли Тафрейт для Upper Valley Life, на пике своего развития Клуб толстяков Новой Англии насчитывал 10 000 членов. Мужчины запихивали огромные завтраки себе в живот, а затем, спотыкаясь, выходили на улицу и в поте лица участвовали в дружеских соревнованиях в стиле Олимпийских игр, демонстрируя силу и мужество: соревнования по прыжкам в длину, прыжки в длину и скачки.
Напряжение от таких соревнований также послужило толчком для аппетита к сладкому обеду, который ожидал участников на закате. Тафрейт пишет, что это было невероятное количество еды:
«Одно меню из девяти блюд включало устричный коктейль, куриный суп-крем, варёный окунь, филе говядины с грибами, жареный цыпленок, жареный поросенок, салат из креветок, фруктовый пудинг на пару с соусом из бренди, ассорти из пирожных, сыр и мороженое, а затем кофе и сигары. Вечер был пронизан остроумием, сарказмом и ревущим смехом ».
«Даже на пике пухлого шика, чрезмерное болезненное ожирение никогда не считалось признаком красоты и богатства», - объясняет Питер Стернс, профессор истории Университета Джорджа Мейсона и автор книги «Жирная история». Он отмечает, что, хотя широкие бедра и некоторый объём считались привлекательными для женщины, так как это указывало на её материальное благополучие и плодовитость, «толстые дамы» часто высмеивались и включались в передвижные цирки как элемент шоу уродцев. Пухлых мужчин так не высмеивали, хотя они тоже сталкивались с насмешками.
Однако женские версии клубов для толстых действительно существовали. Таким было, например, заведение в Хэзлтоне, штат Пенсильвания, участницы которого в среднем весили 236 фунтов (~107 кг). Но женские клубы по похудению были гораздо более распространёнными. Один из них появился в Чикаго сразу после Первой мировой войны и был направлен на пропаганду ответственного питания среди городских женщин с избыточным весом. Даже в 19 веке рекламировались таблетки для похудания, иногда известные как «таблетки от ожирения».
Клубы для толстых мужчин не были исключительно американским явлением, хотя здесь они были более популярны, чем где-либо еще. Была французская версия - Les Cents Kilos, или «Сотня килограммов» - сформированная в 1897 году, но она не получила широкого распространения. Столица Сербии Белград создала свою версию в 1932 году.
Традиционно, полнота была тесно связана с богатством и статусом. Для большинства наших предков чем беднее они были, тем меньше пищи им приходилось есть, тем тоньше и короче были их тела. А власть, и богатство, и статус - привлекательные характеристики: чем больше человека, тем, видимо, больше он может себе позволить.
Но когда промышленная революция начала менять способ работы и питания, взгляды на жир и здоровье также начали меняться. Все большее число людей получали работу, не требовавшую физического напряжения. А появление современных методов ведения сельского хозяйства сделало снабжение продовольствием более регулярным. Таким образом, люди тратили меньше энергии на работу и получали большее её из еды.
В каком-то смысле клубы для толстых мужчин были последним писком празднования полноты. Тенденция, начавшаяся примерно в 1910 году, когда врачи и страховые компании начали продвигать предпочтение недостаточного веса к избыточному с точки зрения здоровья и долголетия - положила конец эпохе толстячков.
Быть толстым больше не было так почитаемо. Членство в клубах толстых мужчин стало сокращаться, как и объем талии. Например, на последнее собрание Клуба толстяков Новой Англии в 1924 году явилось только 38 членов, ни один из которых не достиг отметки в 200 фунтов, сообщает Тафрейт.
Сегодня в образе тела открывается новая глава. Исчезли тощие ноги в стиле Твигги; линия пышных, более реалистичных Барби отражает реальные тела. Хотя маловероятно, что клубы для толстых мужчин когда-либо снова завоюют популярность, текущие тенденции к принятию тела могут подтолкнуть нас к тому уровню образа тела, который был у Златовласки: не слишком толстым, не слишком худым, просто здоровым.