Найти тему

Трудовое воспитание дошкольников.

 Из открытых источников.
Из открытых источников.

Трудовое воспитание - одно из самых важных направлений в развитии детей, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • развитие творческой инициативы, способности самостоятельно реализовать себя в различных видах труда и творчества.

Ребенок в младенческом и раннем возрасте " использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша пр.)и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении...)".

Дошкольный возраст - "ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям к самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувства веры в себя, старается разрешать конфликты;...".

Одно из главных правил - "через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой".(А.А.Леонтьев)

Причины, побуждающие к трудовой деятельности (через игровую ситуацию).

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Первый тип - игровая мотивация "Помоги игрушке". Ребенок решает проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по схеме:

1. Вы рассказываете, что игрушкам нужна помощь и помочь может только ребенок.

2. Вы спрашиваете ребенка, согласны ли они помочь игрушкам.

3. Вы предлагаете научить ребенка делать то, что требуется игрушкам, тогда объяснение и показ заинтересует его.

4. Во время работы у ребенка должен быть свой подопечный персонаж (вырезанный, игрушечный, нарисованный), которому он оказывает помощь.

5. Эта же игрушка подопечный оценивает работу ребенка, обязательно хвалит его.

6. По окончании работы желательно, чтобы ребенок поиграл со своими подопечными.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Второй тип мотивации - помощь взрослому, "Помоги мне". Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнить вместе.

Создание мотивации строится по следующей схеме. Вы сообщаете ребенку, что собираетесь смастерить что - либо, просите его помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь. Ребенку дается посильное задание.

В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путем совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Например:

-Саша, я хочу угостить наших кукол печеньем. Но я одна, а кукол много. Я, наверное, не успею. Ты хочешь мне помочь?

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Третий тип мотивации - "Научи меня" - основан на желании ребенка чувствовать себя знающим и умеющим.

Создание этой мотивации осуществляется по следующей схеме.

1. Вы сообщаете ребенку, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью, и просите детей научить вас этому.

2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

3. Ребенку дается возможность научить вас какому - либо делу.

4. По окончании игры каждому ребенку дается оценка его действий, обязательно следует похвалить его.

Например:

- Саша, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно ее одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Ты сможешь меня научить?

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Четвертый тип мотивации - "Создание предметов своими руками" - основан на внутренней заинтересованности ребенка. Такая мотивация побуждает детей к выполнению действий по созданию социально значимых предметов. Ребенок искренне гордится своей поделкой и охотно дарит ее.

Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

1. Вы показываете ребенку какую - либо поделку, раскрываете ее преимущества и спрашиваете, хочет ли он сделать этот предмет для себя или для других.

2. Далее показываете ему, как изготовить этот предмет.

3. Изготовленная поделка остается в распоряжении ребенка.

Гордость за дело своих рук - важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Если ребенок уже занят каким - либо интересным делом, а значит имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Например:

-Саша, посмотри, какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на праздник. Ты хочешь сделать такую же?

После этого показываете, как ее можно изготовить.

О.М.Корчемлюк, методист, автор пособий для дошкольников.