Найти в Дзене
газета "ИСТОКИ"

"ОТ БАШКИР ПАХНЕТ ГЕРОДОТОМ"

В русской литературе художественное освоение башкирской действительности началось с А. Пушкина и продолжалось в последующие годы. Интерес русских писателей к «далекой восточной окраине» усилился после отмены крепостного права, в пореформенную эпоху, когда колонизация края достигла своего апогея.

В 1869 году была разрешена свободная продажа башкирских земель, которая при содействии царской администрации превратилась в массовый грабеж населения. А в 1871 году был издан новый закон, который разрешал продажу запасных земель местным отставным чиновникам и офицерам на льготных условиях. Таким образом, в крае «возникло что-то вроде поземельной горячки, напоминающей золотую лихорадку в Калифорнии». Только в результате свободной продажи за десять лет в Уфимской губернии было расхищено около миллиона десятин башкирской земли.

1878 году под давлением антиколониального движения закон о свободной продаже земли был отменен, но грабеж не прекратился. В 1882 году администрация снова разрешила продажу башкирских земель крестьянским обществам. В крае появился новый хищник: Крестьянский поземельный банк, открывший в Уфе и Оренбурге свои отделения.

Наплыв переселенцев в Башкирию усилился после отмены крепостного права. Безземельные крестьяне покидали родные земли и устремлялись в малозаселенные районы Башкирии, привлекаемые слухами об обилии свободной дешевой земли.

Против разнузданного ограбления башкирских земель выступила прогрессивная общественность России и демократическая интеллигенция. Немало русских писателей побывали в Башкирии и широко отразили в своих произведениях различные стороны жизни народа, среди них были М. Салтыков-Шедрин, Г. Успенский, Д. Мамин-Сибиряк, Ф. Нефедов, П. Добротворский и другие. Но первым русским писателем, побывавшим в пореформенный период в Башкирии, был Л. Толстой. Доктор А. Берс, будущий тесть писателя, посоветовал переутомленному творческой и журналисткой деятельностью писателю отдохнуть в башкирских степях и полечиться кумысом. Это было в 1862 году.

-2

В конце мая этого года Л. Толстой поехал в Самару, оттуда – в башкирские кочевые степи Каралык, находившиеся в 130 верстах от города. За полтора месяца пребывания на кумысе Толстой близко сошелся с башкирами и основательно поправил здоровье. Живя в башкирском кочевье на речке Каралык, Толстой с наслаждением пил кумыс, рано вставал, купался и загорал. Целебный кумыс, ароматный воздух ковыльных степей благотворно повлияли на здоровье писателя. Во время отдыха он обучал мальчиков грамоте, внимательно изучал жизнь башкир, их обычаи, традиции, с удовольствием слушал башкирские народные песни, сказки, легенды. Толстой часто устраивал с башкирами различные игры, в которых участвовал и сам, боролся с башкирами: он был сильный и не находил достойных соперников. На дружеское общение графа башкиры ответили взаимным уважением: все полюбили русского барина. Толстой умел находить общий язык со всеми: и со стариками, и с молодежью.

Вторично на лечение кумысом в башкирские степи Лев Толстой приехал в июне 1871 года. Его здоровье было расстроено усиленными литературными занятиями, и ему снова посоветовали ехать на кумыс. Л. Толстой опять выдержал шестинедельное кумысолечение и в последующие двенадцать лет уже постоянно приезжал к самарским башкирам, жил среди них. Вместе с ним частенько ездила его жена Софья Андреевна с детьми, а также родственники, яснополянские ученики, слуги.

Последняя поездка сюда Л. Толстого относится к 1883 году, а всего он приезжал к башкирам десять раз. И каждый раз кумыс, привольные ковыльные степи, солнце, чистая вода, общение с радушными башкирами благотворно влияли на здоровье великого писателя. А знакомство с легендами и преданиями, искусством певцов и кураистов позволило ему глубже познать духовную культуру башкирского народа, лучше узнать историческое прошлое башкир. Внимательно изучая быт башкир во время поездок по окрестным деревням и кочевкам, он не уставал поражаться их честности и гостеприимству. С некоторыми каралыкскими башкирами Толстой подружился на долгие годы (среди них был Мухамет Рахматуллин, человек культурный и интеллигентный, хорошо владевший русским, башкирским, арабским языками). Любил Толстой и играть с башкирами в шашки.

Толстой находил много поэтичного в кочевой жизни башкир. В своих воспоминаниях и письмах А. Фету он восторженно отзывается о башкирах: «Край здесь прекрасный, по своему возрасту только что выходящий из девственности, по богатству, здоровью и в особенности по простоте и неиспорченности народа». Писатель откровенно восхищался добротой, душевностью, гостеприимством башкир, его подкупали отзывчивость, природный талант и духовное богатство народа. Он писал: «...Читаю Геродота, который в подробностях описывает тех самых галактофагов – скифов, среди которых я живу. От башкир пахнет Геродотом».

Находясь в башкирских степях, Л. Толстой съездил в Оренбург, Уральск, Бузулук, планировал побывать и в Уфе. Он писал Софье Андреевне: «Поездка в Уфу нужна мне потому, что это один из самых глухих и благодатнейших краев России. Можешь себе представить, что земля, в которой леса, степи, реки, везде ключи; и земля, нетронутый ковыль с сотворения мира, родящая лучшую пшеницу, и земля только в 100 верстах от пароходного пути продается башкирцами всего по 3 рубля за десятину. Ежели не купить, то мне хотелось бы очень посмотреть эту землю».

Но, к сожалению, эта поездка не состоялась. Землю Толстой купил в Бузулукском уезде Самарской губернии и на ней завел хутор, став настоящим «башкирским помещиком». Впоследствии он ежегодно посещал полюбившиеся степи.

Жизнь среди башкир надолго запомнились и детям Толстого. Дочь писателя Татьяна Львовна, например, пишет: «Папа умел найти общий язык со всяким человеком, с которым встречался, с каждым он легко находил предметы для интересного разговора».

Богатые впечатления о башкирах, накопленные за время пребывания Толстого в кочевьях каралыкских башкир, а также возмутительный факт расхищения башкирских земель помещиками дали писателю тему для рассказов. Он внимательно изучал фольклор, быт, характер и социальное положение башкир, в результате чего в середине восьмидесятых годов появились рассказы «Много ли человеку земли нужно?», «Ильяс».

-3

Писатель много раз воочию видел те башкирские степи, где происходит, например, действие рассказа «Много ли человеку земли нужно?». Толстой прекрасно понимал, как проявляется жадность «хозяйственного мужика» Пахома – главного героя рассказа. Все эпизоды рассказа реалистичны. «...Поднял работник скрепку, выкопал Пахому могилу, ровно настолько он от ног до головы захватил – три аршина, и закопал его» – вот мораль рассказа «Сколько человеку земли нужно?». Центральным в рассказе является своеобразное толкование обычая, описанного Геродотом, и имевшего место среди степных башкир. В нем Толстой видит определенный ответ на вопрос, поставленный в заглавии рассказа.

У скифов и других племен покупка земли обычно происходила следующим образом: покупатель должен был в течение определенного времени обежать или объехать землю, которую он хочет купить. И так как человек обычно не может унять своих желаний, то этот бег кончается смертью. В образах башкир писатель стремился показать невинных детей природы, похожих на древних скифов в рассказах Геродота. Как пишет Толстой, у башкир нет жажды накопительства, нет вражды, все живут дружно и весело.

Толстой-художник страстно протестовал против накопления богатств в руках немногих за счет ограбления многомиллионного земледельческого народа. Именно эта важная проблема является центральной в рассказе-миниатюре «Ильяс». В нем повествуется о жизни башкира, который когда-то был богат, но не имел счастья. Только потеряв богатство, об обрел душевный покой. Главный герой рассказа не только обижается на судьбу, хотя сначала с женой они боялись нищеты, но и, напротив, радуется, что наконец нашел покой. Только освободившись от бремени богатства, старики обрели подлинное счастье, – здесь Толстой проводит тенденцию о возможности мира между эксплуататорами и эксплуатируемыми.

Башкирские мотивы встречаются и в некоторых других произведениях Толстого. Например, основные события в произведении «За что?» развертываются в Оренбуржье. А в основу рассказа «Что я видел во сне?» легли факты из жизни графини Веры Сергеевны Толстой, племянницы писателя, которая вышла замуж за башкира Абдрашита Сафарова. В то время это расценивалось как из ряда вон выходящее событие. Толстого прежде всего занимал не факт супружества двух любящих людей, а возникшие в связи с этим событием психологические проблемы.

Ежегодные поездки в Башкирию, общение с башкирами пробудили у Толстого большой интерес и к недавнему прошлому этого края. Писатель мечтал создать роман, местом действия которого должно было стать Оренбуржье. Работал Толстой и над планом исторического романа о переселенцах в башкирские степи; писал дневники, планы, конспекты произведений, замыслы которых возникли в связи с поездками в Башкирию. Все это показывает, какую большую роль играл в творческой биографии великого писателя наш край – Башкортостан.

Миляуша КУЛЬМУХАМЕТОВА

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!