Сколько же существует мыслимых и немыслимых простому человеку на железной дороге специальных путевых машин? Даже представить себе простому человеку думаю будет сложно. Всевозможные похожие на добродушных доисторических ящеров балластеры, машины ВПО и ВПР с мудреными расшифровками «выправочно-подбивочно-отделочная» и «выправочно-подбивочно-рихтовочная», хоппер-дозаторы, путевые струги, щебнеочистительные машины, прорезекопатели, скреперы, гигантские фрезы и ножи, машины-гайковерты — настоящие изыски техники, неведомые непосвященным. Вот об одном из этих "монстров" мы сегодня с вами и поговорим.
Путевой струг очень интересная на мой взгляд машина, которую не так часто можно и встретить на наших железных дорогах. Путевой струг не является самоходной машиной. В паре с ней, для перемещения машины подталкиванием, всегда трудится какой-нибудь двухсекционный (почему не односекционный объясню вам чуть позже) старый видавший виды советский тепловоз серии 2М62 или 2М62У и при движении машиной вперёд весь состав действительно напоминает нам "бронепоезд".
Главная особенность этой машины заключается в том, что путевой струг является универсальной машиной двойного назначения. Она может использоваться на железной дороге при строительстве, ремонте и текущем содержании пути (по принятой технологии производства этих работ) практически в течение всего года благодаря тому, что её конструкторы удачно совместили в ней два вида оборудования:
- земляное — для проведения земляных работ летом (нарезка новых и очистка старых кюветов, канав, оправка откосов выемок, насыпей и балластной призмы, отвалка и срезка загрязнённого путевого балласта и т.д.);
- снеговое — для очистки путей от снега зимой высотой до двух метров на станциях и перегонах.
Поэтому ещё её бывает называют струг-снегоочиститель.
К земляным устройствам оборудования путевого струга относятся боковые крылья, которые находятся в средней части машины и состоят из основной, кюветной и откосной частей, которые могут быть установлены по очертанию поперечного профиля пути на станции, в выемке или насыпи на перегоне.
Если вы обратите своё внимание на схему устройства струга-снегоочистителя, то можно заметить, что машина струг несимметрична и имеет пять осей: две оси с одной стороны и три с другой.
Работает на перегоне или на станции путевой струг обстоятельно, никуда особо не спеша. Скорость при выполнении работ всего 3–5 км/ч или как говорят "в час по чайной ложке". Причём зачастую технология производства работ требует не одного, а двух-трёх проходов. Экипаж струга состоит из 2 человек, плюс руководитель работ, который даёт команды на движение или остановку машинисту локомотива.
На снимке ниже представлен результат проведения земляных работ машиной струг по планировке обочины на перегоне Назимово-Торопец ОКТ ж/д.
Снегоочистительные устройства размещены в торцевых частях путевого струга.
Представляют собой вертикальные щиты, плоскости которых расположены под углом 50°–60° (когда оборудование находится в рабочем положении) к оси пути или составляют двугранный угол, отбрасывающий снег при движении машины в сторону от пути.
По окончанию проведения работ (земляных либо снеговых) всё оборудование струга должно быть приведено в транспортное положение. Транспортная скорость струга — до 80 км/ч, а его масса составляет 96 тонн.
Все механизмы машины струг приводятся в рабочее и транспортное положение при помощи сжатого воздуха, который закачивается компрессорами локомотива и подаётся по соединительным рукавам питательной магистрали (концевые краны синего цвета) в 7 рабочих резервуаров. А работа тормозного оборудования обеспечивается за счёт подключения от локомотива сжатого воздуха из тормозной магистрали (концевые краны красного цвета).
Сразу после подключения питательной магистрали локомотива к машине струг происходит резкое падение давления в главных резервуарах с 7,5–8,5 кгс/см.кв до 5,5–6 кгс/см.кв., до тех пор, пока не заполнятся полностью все 7 воздушных резервуаров путевого струга общей вместимостью 4,2 м3.
Дело в том, что общий объём 7 воздушных резервуаров путевой машины струг почти в два раза превышает объём 10 главных (по 222 литра каждый или 2,22 м3 общий объём) резервуаров двухсекционного магистрального тепловоза 2М62.
Чтобы откачать такой объём, а затем и поддерживать необходимый запас воздуха при производстве путевых работ машиной струг требуется именно двухсекционный локомотив с двумя компрессорами, к примеру "двойная машка". И конечно же, чтобы таскать за собой такой "агрегат" при проведении земляных работ с опущенным боковым крылом, требуется большая мощность сразу двух дизель-генераторных установок тепловоза. Поэтому обычный односекционный тепловоз серии М62 для работы с машиной струг не подойдёт.
Ставьте лайк👍, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
Ещё больше ярких жизненных фото на личной странице автора в Instagram