Фото из свободного доступа.
Когда ранним майским утром 1968 года на Эльбе засекли утлую потрепанную яхту, скорее даже лодку, принадлежность которой нельзя было опознать - никто и подумать не мог, что на этой посудине с именем Kathena был совершена беспримерная по отваге кругосветка.
Лодка была в ужасном состоянии, на борту бородатый изможденный парень в садовых сапогах, оборванный, левая рука забинтована, лицо заросло бородищей. Он был отчаянно молод, тощ и полон странных историй. Говорил, что плавал по всему миру. Именно это он сказал речной полиции. Вот прямо сейчас он прибыл из Кейптауна - шел без остановок 131 день. Трудно поверить. Полицейские пролистали его бортовые журналы, которого у него было четыре: Панама, Таити, Порт-Морсби, Кейптаун. Позвали экспертов криминалистов, поскольку ничего лучшего, кроме как мошенничество придумать не смогли.
Эксперты исследовали подводную растительность на корпусе. Тщательно. «Тропические водоросли», - сказано в отчете. Затем обшмонали посмотрели каждый уголок в каюте, «пахнущей морем».
Взяли соскобы со всего.
Вопрос: действительно ли парень по имени Вильфрид Эрдманн обошел на этой скорлупке вокруг света? - оставался открытым.
Никогда!!! Не с этой лодкой, без лицензии, без членства в парусном клубе.
- Немецкая ассоциация парусного спорта жестко заявила, что это "ложь".
Кругосветное путешествие язвительно обсуждалось публикой и газетами. Каждое сообщение в прессе ставило удивительный поход Вильфрида под сомнение: Как далеко продвинулся квазиврун-мореплаватель? Мюнгхаузен-кругосветчик!
Гельголанд или Дания - вот цели немецких моряков. Дальше на яхтах они не ходили, да и мечтать не смели о кругосветке.
Тем временем, в дополнение к бортовым журналам и официальным документам из портов, Вильфрид также показал вырезки из газет, фотографии и морские карты. Он подумал: этого должно быть достаточно.
Наконец удалось дать первое настоящее интервью двум репортерам из газеты «Бильд». Они закатили большой обед, включая десерт с фруктами, кофе и коньяк. Плюс сигарета и пара синих банкнот в карман рубашки смелому парню, отстаивавшему свою правду.
Журналисты Бильда ему поверили. Через день он смог прочитать: «Вокруг света на семи-метровой лодке» и «Совершил кругосветное плавание в тишине без огласки».
Наконец-то поворотный момент. Это подтолкнуло Вильфрида и он предоставил письма своей невесты Астрид из Дюссельдорфа, которая отправляла ему весточки во все порты следования авиапочтой до востребования. Астрид прилетела в Гамбург лично.
Вообще Вильфрид был отчаянным парнем - после школы работал плотником, потом на велосипеде совершил поход Германия-Южная Франция-Северная Африка-Афганистан-Индия. После похода устроился в торговый флот. Все это время парень мечтал о кругосветке на яхте. Копил деньги. В Испании, в Аликанте он познакомился с Бернаром Муатессье, который посвятил его в искусство астронавигации.
Короче, в Аликанте Вильфрид купил подержанную деревянную яхту, назвал ее "Катена" и отправился в путь. Вот так вот, запросто.
Он провел в плавании 421 день, прежде чем прибыть 7 мая на германский остров Гельголанд. А после короткого отдыха - на Катене прибыл в Гамбург. И всех ошарашил. Никто и не подозревал о его экспедиции.
Невероятное путешествие: сквозь штормы и штиль по всему миру.
Вот воспоминания Вильфрида:
- Мне было 28 лет, и я был первым немецким кругосветным мореплавателем-одиночкой. Я провел 20 месяцев на «Катене», деревянной лодке длиной 7,50 м. Я отправился в путь 10 сентября 1966 года - поначалу не испытав ни единого сомнения и не имея ни малейшего опыта в преодолении одного из величайших морских испытаний: шторме.
Жесткие, как волосы злой собаки
- Мои первые штормы вообще не были штормами. Я просто так чувствовал. В первый раз я поднял все паруса на палубе, сел за штурвал и стал сторожно управлять им вручную. Это длилось часы и часы. Пришлось искать резонанс с волнами и попытаться упереться кормой на воду. Сильный наклон и бешеные удары волн о лодку, заливавших палубу водой заставляли меня дрожать. Я спал на палубе, но держался.
- Это было страшно, мокро, холодно и утомительно. Я не готовил. Почти ничего не ел. Я регулярно проваливался в обморок и тосковал по своей койке в трюме. Просто нужно выжить. И я выжил.
- Тем не менее, я продолжал плыть на запад. В Америку.
- На последнем участке я попал в катастрофически сильный шторм. На 98-й день в море к западу от Азорского острова Флорес шторм стал смертельной угрозой. Из моего бортового журнала:
- Здесь с приближением земли сталкиваются ветер и течения. Ветер сам определяет пересечение течений. Непредсказуемо. Отвратительно. Вчера! Cегодня! Завтра? Один порыв следует за другим. Боль напряжения сильно стреляет в поясницу. Регулярно приходят туманы, за ними огромные волны. Опять течения сталкиваются. Картина шторма полна дикости. Волна пеной взлетает вверх, рвется, как шерсть бешеной собаки, и внезапно обрушивается на судно, чтобы снова на расстоянии нескольких метров от нее восстала из тумана новая страшная по силе волна. В полостях волн образуются узоры из пузырьков, полос, пятен. Белый на свинцовом. Белый на синем. Гипнотическая суматоха пены завораживала.
99 день :
Я ясно читаю карты. И звездное небо. Испытываю тоску и сильное желание газеты в руки или новой книги. Ни одна из моих книг уже не увлекает меня. Мои запасы еды - когда то казавшиеся достаточными - тоже заканчиваются. Еда исчезает.
На 111-й день поднялся ураганный ветер:
- Дождь после дождя. Незадолго до полудня появляются тучи. Вода пропитала всю защитную одежду, смыла двери с петель и затопила всю каюту. Откачиваю. Вскоре после откачки произошло то же самое. Не могу уберечь КАТЕНУ от ветра. Вся оснастка снаружи порвана. Ураган не утихает. Дрожу от холода и сырости. Дело моей жизни: снова качать.
Простота во многом способствовала успеху моего путешествия:
- Без точного специального оборудования, только с помощью астронавигации, которую я частично узнавал из книг в пути. Я был очень храбрым при первом переходе через Атлантику: сначала у меня на борту не было ни часов, ни радио, ничего кроме секстанта.
- В результате я проскочил мимо карибский остров Барбадос, причалив на 100 морских миль дальше от Сент-Винсента. Так было и со многими мелкими повседневными вещами. Вкратце: я полностью посвятил себя путешествию и соответствующему настроению. А еще благодаря интуиции мне просто иногда везло в сложных ситуациях.
Во времена штормов Я молился и читал Библию, которую нашел на борту, когда купил лодку. Я пережил 4 урагана.
- С другой стороны, дни в Маллунгене, спокойных зонах около экватора, были расслабляющими. Иногда неделю ничего не двигалось. Море было абсолютно ровным, голубое небо обрушивалось на голубую воду. Совершенно расслабившись, я копил силы, чтобы выжить в следующий шторм. Лучший способ понять, как звучит тишина, - это спать на палубе. В полночь столбик термометра показывал 35 градусов по Цельсию. То и дело на палубу прыгала рыба, по корпусу спорадически побулькивала небольшая океанская волна.
- Чтобы послушать музыку, после Панамы, где я купил радио, я положил его на живот. Сначала ничего не произошло. Тишина казалось вечностью, наконец-то появился звук - Элвис, Битлз, Роллинг Стоунз. Это был американский телеканал «Голос Америки». Песни меня очень тронули. В тот момент музыка для меня озараяла целый океан.
- С тех пор звуки музыки каждый вечер были финалом тихого дня. Было только море, мой корабль и я. Я редко чувствовал себя таким свободным: плыву по Атлантическому или Тихому океану, в моей каюте нет фонарей, нет света на горизонте, только звезды на небе. Желаю, чтобы все прикоснулись к этому, прочувствовали это как Я.
В Ла-Манше жизнь возродилась в моем унылом водном мире.
- Я установил себе «стол» в кабине, положил карандаш, бумагу и бортовые журналы для отчета о поездке, которые я хотел опубликовать в Гамбурге.
При всей усталости и нерасторопности от этой самой усталости, я действительно думал о книге. Как «суровый» критик, зачитывавшийся в юном возрасте приключениями, я думал - как легко написать о своей кругосветке.
Первый раз сойдя на берег, я хотел предложить людям свою книгу. У меня уже было название: «Как я плавал вокруг света».
Ламанш скучен. Никакого радио - скучал по Барбадосу
7 мая 1968 года я пришвартовался в порту Гельголанд. И говорил не переставая. Я не говорил на немецком 421 день.
Вильфрид и Астрид поженились в 1969 году и отправились вместо медового месяца в новую кругосветку. Она продлилась 1011-дней .
А с 1976 по 1978 с женой и трехлетним сыном Кимом они предприняли путешествие в Южную Часть Тихого Океана.
1984 –1985 еще одно безостановочное одиночное кругосветное плавание с запада на восток с преобладающими ветрами на Катена Нуи за 271 день.
1989 Вильфрид совершил два перехода через Атлантику с победителями конкурса немецкого журнала Stern.
С 2000 по 2001 год было безостановочное одиночное кругосветное плавание с востока на запад (вопреки господствующим ветрам) на Катена Нуи за 343 дня. Он был пятым моряком в мире, совершившим такое путешествие.
Вот по этой ссылке можно пройти на его страничку.
Статья написана по материалам фильма Allein gegen den Wind - В одиночку против ветра.
Этот фильм настолько меня потряс, что я написала эту статью.
Ваша Pialla.