Найти в Дзене

За 26 лет до Федора Конюхова - первая кругосветка на лодке, в которую сначала никто не поверил.

Вильфрид Эрдманн в порту Папеэте на Таити занят капитальным ремонтом киля.
Вильфрид Эрдманн в порту Папеэте на Таити занят капитальным ремонтом киля.

Фото из свободного доступа.

Когда ранним майским утром 1968 года на Эльбе засекли утлую потрепанную яхту, скорее даже лодку, принадлежность которой нельзя было опознать - никто и подумать не мог, что на этой посудине с именем Kathena был совершена беспримерная по отваге кругосветка.

Лодка была в ужасном состоянии, на борту бородатый изможденный парень в садовых сапогах, оборванный, левая рука забинтована, лицо заросло бородищей. Он был отчаянно молод, тощ и полон странных историй. Говорил, что плавал по всему миру. Именно это он сказал речной полиции. Вот прямо сейчас он прибыл из Кейптауна - шел без остановок 131 день. Трудно поверить. Полицейские пролистали его бортовые журналы, которого у него было четыре: Панама, Таити, Порт-Морсби, Кейптаун. Позвали экспертов криминалистов, поскольку ничего лучшего, кроме как мошенничество придумать не смогли.

Эксперты исследовали подводную растительность на корпусе. Тщательно. «Тропические водоросли», - сказано в отчете. Затем обшмонали посмотрели каждый уголок в каюте, «пахнущей морем».

Взяли соскобы со всего.

Вопрос: действительно ли парень по имени Вильфрид Эрдманн обошел на этой скорлупке вокруг света? - оставался открытым.

Вильфрид Эрдманн в каюте лодки. Фото из свободного доступа.
Вильфрид Эрдманн в каюте лодки. Фото из свободного доступа.

Никогда!!! Не с этой лодкой, без лицензии, без членства в парусном клубе.
- Немецкая ассоциация парусного спорта жестко заявила, что это "ложь".

Кругосветное путешествие язвительно обсуждалось публикой и газетами. Каждое сообщение в прессе ставило удивительный поход Вильфрида под сомнение: Как далеко продвинулся квазиврун-мореплаватель? Мюнгхаузен-кругосветчик!

Гельголанд или Дания - вот цели немецких моряков. Дальше на яхтах они не ходили, да и мечтать не смели о кругосветке.

Тем временем, в дополнение к бортовым журналам и официальным документам из портов, Вильфрид также показал вырезки из газет, фотографии и морские карты. Он подумал: этого должно быть достаточно.

Наконец удалось дать первое настоящее интервью двум репортерам из газеты «Бильд». Они закатили большой обед, включая десерт с фруктами, кофе и коньяк. Плюс сигарета и пара синих банкнот в карман рубашки смелому парню, отстаивавшему свою правду.

Журналисты Бильда ему поверили. Через день он смог прочитать: «Вокруг света на семи-метровой лодке» и «Совершил кругосветное плавание в тишине без огласки».

Наконец-то поворотный момент. Это подтолкнуло Вильфрида и он предоставил письма своей невесты Астрид из Дюссельдорфа, которая отправляла ему весточки во все порты следования авиапочтой до востребования. Астрид прилетела в Гамбург лично.

Вообще Вильфрид был отчаянным парнем - после школы работал плотником, потом на велосипеде совершил поход Германия-Южная Франция-Северная Африка-Афганистан-Индия. После похода устроился в торговый флот. Все это время парень мечтал о кругосветке на яхте. Копил деньги. В Испании, в Аликанте он познакомился с Бернаром Муатессье, который посвятил его в искусство астронавигации.

Короче, в Аликанте Вильфрид купил подержанную деревянную яхту, назвал ее "Катена" и отправился в путь. Вот так вот, запросто.

Он провел в плавании 421 день, прежде чем прибыть 7 мая на германский остров Гельголанд. А после короткого отдыха - на Катене прибыл в Гамбург. И всех ошарашил. Никто и не подозревал о его экспедиции.

Невероятное путешествие: сквозь штормы и штиль по всему миру.

Вот воспоминания Вильфрида:

- Мне было 28 лет, и я был первым немецким кругосветным мореплавателем-одиночкой. Я провел 20 месяцев на «Катене», деревянной лодке длиной 7,50 м. Я отправился в путь 10 сентября 1966 года - поначалу не испытав ни единого сомнения и не имея ни малейшего опыта в преодолении одного из величайших морских испытаний: шторме.

Жесткие, как волосы злой собаки

- Мои первые штормы вообще не были штормами. Я просто так чувствовал. В первый раз я поднял все паруса на палубе, сел за штурвал и стал сторожно управлять им вручную. Это длилось часы и часы. Пришлось искать резонанс с волнами и попытаться упереться кормой на воду. Сильный наклон и бешеные удары волн о лодку, заливавших палубу водой заставляли меня дрожать. Я спал на палубе, но держался.

- Это было страшно, мокро, холодно и утомительно. Я не готовил. Почти ничего не ел. Я регулярно проваливался в обморок и тосковал по своей койке в трюме. Просто нужно выжить. И я выжил.

- Тем не менее, я продолжал плыть на запад. В Америку.

- На последнем участке я попал в катастрофически сильный шторм. На 98-й день в море к западу от Азорского острова Флорес шторм стал смертельной угрозой. Из моего бортового журнала:

- Здесь с приближением земли сталкиваются ветер и течения. Ветер сам определяет пересечение течений. Непредсказуемо. Отвратительно. Вчера! Cегодня! Завтра? Один порыв следует за другим. Боль напряжения сильно стреляет в поясницу. Регулярно приходят туманы, за ними огромные волны. Опять течения сталкиваются. Картина шторма полна дикости. Волна пеной взлетает вверх, рвется, как шерсть бешеной собаки, и внезапно обрушивается на судно, чтобы снова на расстоянии нескольких метров от нее восстала из тумана новая страшная по силе волна. В полостях волн образуются узоры из пузырьков, полос, пятен. Белый на свинцовом. Белый на синем. Гипнотическая суматоха пены завораживала.

99 день :

Я ясно читаю карты. И звездное небо. Испытываю тоску и сильное желание газеты в руки или новой книги. Ни одна из моих книг уже не увлекает меня. Мои запасы еды - когда то казавшиеся достаточными - тоже заканчиваются. Еда исчезает.

На 111-й день поднялся ураганный ветер:

- Дождь после дождя. Незадолго до полудня появляются тучи. Вода пропитала всю защитную одежду, смыла двери с петель и затопила всю каюту. Откачиваю. Вскоре после откачки произошло то же самое. Не могу уберечь КАТЕНУ от ветра. Вся оснастка снаружи порвана. Ураган не утихает. Дрожу от холода и сырости. Дело моей жизни: снова качать.

Простота во многом способствовала успеху моего путешествия:

- Без точного специального оборудования, только с помощью астронавигации, которую я частично узнавал из книг в пути. Я был очень храбрым при первом переходе через Атлантику: сначала у меня на борту не было ни часов, ни радио, ничего кроме секстанта.

- В результате я проскочил мимо карибский остров Барбадос, причалив на 100 морских миль дальше от Сент-Винсента. Так было и со многими мелкими повседневными вещами. Вкратце: я полностью посвятил себя путешествию и соответствующему настроению. А еще благодаря интуиции мне просто иногда везло в сложных ситуациях.

Во времена штормов Я молился и читал Библию, которую нашел на борту, когда купил лодку. Я пережил 4 урагана.

- С другой стороны, дни в Маллунгене, спокойных зонах около экватора, были расслабляющими. Иногда неделю ничего не двигалось. Море было абсолютно ровным, голубое небо обрушивалось на голубую воду. Совершенно расслабившись, я копил силы, чтобы выжить в следующий шторм. Лучший способ понять, как звучит тишина, - это спать на палубе. В полночь столбик термометра показывал 35 градусов по Цельсию. То и дело на палубу прыгала рыба, по корпусу спорадически побулькивала небольшая океанская волна.

- Чтобы послушать музыку, после Панамы, где я купил радио, я положил его на живот. Сначала ничего не произошло. Тишина казалось вечностью, наконец-то появился звук - Элвис, Битлз, Роллинг Стоунз. Это был американский телеканал «Голос Америки». Песни меня очень тронули. В тот момент музыка для меня озараяла целый океан.

- С тех пор звуки музыки каждый вечер были финалом тихого дня. Было только море, мой корабль и я. Я редко чувствовал себя таким свободным: плыву по Атлантическому или Тихому океану, в моей каюте нет фонарей, нет света на горизонте, только звезды на небе. Желаю, чтобы все прикоснулись к этому, прочувствовали это как Я.

В Ла-Манше жизнь возродилась в моем унылом водном мире.

- Я установил себе «стол» в кабине, положил карандаш, бумагу и бортовые журналы для отчета о поездке, которые я хотел опубликовать в Гамбурге.

При всей усталости и нерасторопности от этой самой усталости, я действительно думал о книге. Как «суровый» критик, зачитывавшийся в юном возрасте приключениями, я думал - как легко написать о своей кругосветке.

Первый раз сойдя на берег, я хотел предложить людям свою книгу. У меня уже было название: «Как я плавал вокруг света».

Ламанш скучен. Никакого радио - скучал по Барбадосу

7 мая 1968 года я пришвартовался в порту Гельголанд. И говорил не переставая. Я не говорил на немецком 421 день.

Вильфрид и Астрид поженились в 1969 году и отправились вместо медового месяца в новую кругосветку. Она продлилась 1011-дней .

Вильфрид и Астрид на Катене. Фото из открытого доступа.
Вильфрид и Астрид на Катене. Фото из открытого доступа.

А с 1976 по 1978 с женой и трехлетним сыном Кимом они предприняли путешествие в Южную Часть Тихого Океана.

1984 –1985 еще одно безостановочное одиночное кругосветное плавание с запада на восток с преобладающими ветрами на Катена Нуи за 271 день.

1989 Вильфрид совершил два перехода через Атлантику с победителями конкурса немецкого журнала Stern.

С 2000 по 2001 год было безостановочное одиночное кругосветное плавание с востока на запад (вопреки господствующим ветрам) на Катена Нуи за 343 дня. Он был пятым моряком в мире, совершившим такое путешествие.

Вот по этой ссылке можно пройти на его страничку.

Статья написана по материалам фильма Allein gegen den Wind - В одиночку против ветра.

Вильфрид и Астрид сейчас. Фото из свободного доступа.
Вильфрид и Астрид сейчас. Фото из свободного доступа.

Этот фильм настолько меня потряс, что я написала эту статью.

Ваша Pialla.