Найти в Дзене
Болгар и я

Константин и Елена. Имена и события маленького городка.

Когда писала этот очерк, попалось изречение Аристотеля, которое вполне могло бы стать эпиграфом к истории, о которой пойдет речь. "В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро" - ответ на вопрос,над которым бьются поколения думающих людей, был найден еще во времена античности. Сейчас тех, кто живет по такому правилу, считают, как минимум,лохами. Или вовсю пользуются плодами чужого труда,забыв о благодарности. А между тем, так было всегда, просто в разное время с перевесом в одну или другую сторону. Потому я так люблю ХIХ век в России. Время, когда на поверхности не было столько лжи и цинизма. Когда люди не пользовались НЛП и другими видами манипуляций. Когда были в ходу достоинство и благородство. Потому и преклоняюсь перед подвигом своих соотечественников в Болгарии в 1877-78 годах. Чтобы мне ни говорили про имперские амбиции и прочее. Войны затеваются "сверху" - царями, политиками. Их ведут за территории, недра, по религиозным убеждениям. Исполнители этих планов - генералы, военные люди. Для них война - соревнование тактик и приемов. Своего рода игра. Да, страшная, опасная, но игра. И все зависит от командира: достигает ли он своих целей любой ценой, или помнит о том, на его отвественности - живые люди. И только тем, кто в самой гуще событий достается поистине страшное испытание. И если в душЕ не будет убеждения в праведности того, что делаешь, не выжить. Поэтому сердцем всегда буду на стороне русских солдат, что остались здесь. Без имен, только списком - "485 нижних чинов" надпись на одном из памятников. Солдат, которые пришли спасать братьев по вере, славян.

Елена. Вид на город со склонов гор.
Елена. Вид на город со склонов гор.

Елена.
Маленький городок уютно расположился в чаше гор Стара Планина. Тихо, уютно, малолюдно. История города не выставляет себя напоказ всем подряд. Только тем, кто горит желанием проникнуться атмосферой далеких событий, она открывается в узких каменных улочках, за оградой музейно-исторического комплекса, за стенами старых церквей, а их в маленьком городке четыре! Потому и называют еще Елену «болгарским Вифлеемом». Каждый час бьет колокол на башне, неторопливо отмеривая еленское время. Тишина. Покой. Идиллия…

Я живу здесь уже седьмой год, сменив свой родной, степной и промышленный Орск, с его более,чем 200 000 жителей, на крошку Елену, где жителей 2000. Не звенят трамваи, нет автобусов, мало машин, а на улице можно встретить телеги, запряженные лошадьми, как в прошлых веках. Тут не нужно никуда спешить и что-то кому-то доказывать, подтверждая свой статус, профессионализм и прочее придуманное кем-то «нечто». Именно в такой атмосфере приходят мысли о том, сколько теряет общество, когда в вечной суете исчезают «простые истины»: служение, желание помогать, отдавать и делиться. Умение быть благодарным.

5 декабря 2017 года исполнилось 140 лет со времени боев в русско-турецкую в районе города Елена. Каждый год жители города повторяют событие,которое называют тут "еленско бягане".

Каждый год 5 декабря. Традиционный пеший переход, повторяющий маршрут "Еленского бягания"
Каждый год 5 декабря. Традиционный пеший переход, повторяющий маршрут "Еленского бягания"

Сражения в районе села Марян, на Марянской дубраве и городе Елена историки назвали "вторая Шипка". Бои шли очень тяжелые, город был почти полностью сожжен, но именно военное мастерство русской армии и стойкость болгарских ополченцев не позволили армии Сулеймана-паши дойти до Тырново и ударить в спину русским войскам около Плевена. Благодаря сражениям на подступах к Тырново, когда русские и болгары, плечом к плечу, сдерживали натиск врага, и не давали ему возможность соединиться с другими частями турецкой армии, война закончилась победой русского войска и болгарского ополчения. К сожалению, историки мало говорят об этом. О событиях того времени напоминают 4 братские могилы вокруг города. По одним сведениям, в них обрели вечный покой 485 русских воинов. Недавно услышала еще одну цифру - более 900 убитыми. Потери мирного населения в разы меньше. Потому что,когда стало ясно, что сдерживать натиск турок все сложнее, русские отправили в город вестовых с приказом: всем немедленно покинуть свои дома. Люди просто бежали,схватив в охапку детей. Жители уходили из города в горы в сторону Тырново. Колонна растянулась на 7 километров. И пока они убегали, военные сколько могли, сдерживали врага,давая людям время. Когда турки все же зашли в город, он был уже пуст. В книгах воспоминаний написано, что остались нетронутыми накрытые столы к обеду, а в очагах еще варилась еда. Разъяренные турки подожгли Елену…
История сохранила в памяти имена командиров и офицеров. Командовал сражением молодой генерал Павел Домбровский. Звание он получил в ночь накануне сражения около Елены, и с точки зрения военной тактики все было сделано блестяще. А было генералу 29 лет. Военные эксперты утверждают, что в действиях Домбровского прослеживается опора на тактический опыт великого полководца М.И.Кутузова. События в районе Елены и села Марян отмечены именами, знакомыми нам по русской классической литературе. Здесь командовали полками потомки великих поэтов: А.А.Пушкин, старший сын А.С.Пушкина, и М.А. Лермонтов, племянник М.Ю.Лермонтова.

А.А.Пушкин
А.А.Пушкин

От простых русских солдат в братских могилах в окрестностях города, остались только цифры – сколько из них обрели тут вечный покой. И благодарная память горожан...
Каждый год,5 декабря, от центральной площади города к братской могиле и памятнику в окрестностях города Елена направляется шествие. В нем принимают участие не только высокие гости из болгарского Народного собрания, русского консульства, митрополит, начальник и курсанты Тырновского военного училища. Повторяют путь спасения своих предков жители города, духовенство, учителя и ученики местной школы. На холме у памятника служат панихиду, возлагают венки и цветы. И, как знак вечной памяти и благодарности за освобождение, прямо в землю перед памятником ставят горящие поминальные свечи.

Начало 20 века. Вид на г. Елена. Белая линия на склоне гор - русские казармы. Сейчас на этом месте  построены школа и больничный комплекс.
Начало 20 века. Вид на г. Елена. Белая линия на склоне гор - русские казармы. Сейчас на этом месте построены школа и больничный комплекс.

Константин и Елена
Два имени, что сохранились в истории человечества, сошлись снова в истории маленького болгарского города во время событий русско-турецкой войны.
Его имя знакомо почти всем жителям не только тырновского региона и города Елены, но и окрестных сел. Но все попытки узнать поподробнее из русских источников информации не увенчались большим успехом. Значит, интернет не так уж и всесилен, а в архивы на расстоянии не попадешь, да и не пустят. Все, что расскажу об этом человеке, взято из книг местных авторов - краеведов и уникального болгарского сайта «Дарители».
Константин Андрианович Рудановский. Впервые увидела имя на дарственной надписи, сделанной его рукой на Евангелии, что по сей день хранится в одной из церквей города Елена. И это - далеко не единственное из его дарений.

Константин Рудановский
Константин Рудановский

Так сложилось, что, когда читаю об интересном человеке, приходит в голову мысль: поняли бы мы друг друга, если бы довелось встретиться? Подружились бы, стали соратниками, или, наоборот, «разошлись бы во мнениях»? В случае с Рудановским – искренне желаю чаще встречаться с подобными ему людьми. Такие, как он, очень близки внутренне, они открыты и надежны, разумно смелы и рассудительны. Легки на подъем, добры и благодарны. Своей жизнью, убеждениями и поступками, они служат людям, отдают и помогают, получая взамен горячую благодарность, уважение и энтузиазм соратников - а это даже в наше денежное время невозможно купить или «накачать» грамотным пиаром. Цена слишком высока и нематериальна.
Константин Рудановский – потомок обедневшего дворянского рода Черниговской губернии (Украина). После окончания классической гимназии в родном городе, он поступает в военное училище в Санкт-Петербурге, и заканчивает его с отличными успехами. С молодых лет увлекается славянофильством, и в 1876-м рвется добровольцем в армию генерала Чернаева в Сербию. Не пустили. Начальство запретило.
При объявлении Освободительной войны 1877 года поручик Рудановский по собственному желанию поступает в распоряжение Генерального штаба и приезжает в Велико Тырново с главнокомандующим русской армией, великим князем Николаем. Под его командованием успешно проходит военная разведка местности в районе Елены. И далее, он принимает участие в боях в этом регионе, от июля до декабря 1877 года. После сражений командует отрядом по ликвидации разрозненных разбойничьих банд. В его распоряжении - рота солдат и отделение донских казаков. В это же время Рудановский назначен на должность начальника военно-административного округа города Елены.

Русские офицеры в г.Елена. Константин Рудановский третий слева. Фото из архива семьи Тырсанковых.
Русские офицеры в г.Елена. Константин Рудановский третий слева. Фото из архива семьи Тырсанковых.

Константин
С еленским краем связан один любопытный исторический факт. Именно здесь находится единственное в Болгарии село - ровесник победы в русско-турецкой войне. Это же село уникально тем, что построено по русскому образцу – с широкими прямыми улицами, расходящимися друг с другом под прямым углом. Называется село – Константин.
После тяжелых сражений, в ходе которых множество людей остались без крова, окрестности Елены наполнились беженцами. Рудановский, совместно с несколькими местными активистами, принимает решение о ходатайствовании перед Временным правительством Болгарии о разрешении занять земли под строительство нового села. Место он выбирает лично. После получения разрешения начинается планировка. Отряд солдат и казаков под командованием Рудановского прибывает на место. Солдат расставляют, как ориентиры. Тянут веревки, забивают колышки. Чистое поле покрывается сеткой будущих домов, дворов и улиц. Помощник Рудановского, Петр Моллов, принимает решение: «Если образуется село, назовем его Константин, в честь заслуг Рудановского, его ходатайствования, а, значит, и интереса к нашему краю. И большой русский офицер станет еще по-велик». Идея и благородна, и практична, так как имеет судьбоносное значение для закрепления и дальнейшего развития села. Энтузиасты Молловы приводят на новое место будущих жителей. Иван Моллов «правит списук и пиянка»( готовит список тянущих жребий за место для постройки дома и последующее угощение – обмыть событие). Но никому не нравится выпавший по жребию участок. Недовольство выливается в перепалку. Вторая часть с обмыванием события провалилась. Молловы увещевают, успокаивают, пытаются разобраться и рассудить недовольных. Первых жителей в селе было совсем немного – родственники активистов и еще несколько человек. Строили сначала «зимовища» - жилища, чтобы перезимовать, из материалов, что собирали от опустевших, разрушенных и сожженных окрестных сел. Первая зима была для новых жителей страшной – завалило снегом так, что не то, что до воды, до соседа невозможно было добраться. В округе шалили разбоничьи банды. В село заходили волки…
Только благодаря энтузиастам и моральной поддержке Константина Рудановского, у первых жителей остается кураж и вера в будущее, на которых они продолжают обживать новое место. Что же касается материальной стороны дела: Рудановский из личных средств финансирует постройку первого общественного здания нового села. Им стал «Хан» - постоялый двор. Строили способом – «материал ангария» - это потом назовут «коммунистическими субботниками».
Через год Рудановский жертвует большую сумму денег на постройку церкви, ходатайствует перед матерью легендарного Скобелева, и та дарит будущему храму церковную утварь. Известно, что молодожены от первого церковного венчания купили и подарили храму венцы. Говорят, что в Константине ими венчают до сих пор. На постройку школы он вносит 10 000 левов. Ее строят на месте, которое отвели для дома Рудановского, а он отдал свое «дворно място». Школа важнее.

Церковь села Константин, картина Евгения Чолакова, 2012 г.
Церковь села Константин, картина Евгения Чолакова, 2012 г.

Но село – это не только дома и строения. Настоящее село – это свои традиции, и, конечно, патронный праздник. А он приходится на 21 мая – день святых Константина и Елены. Именно благодаря Константину Рудановскому, в селе появилась и соблюдается традиция: первый день праздника веселье и танцы, второй день – спортивные состязания. «Наш генерал», как называли его в селе, с удовольствием участвует в празднике.
Авторитет русского офицера перед местным населением очень велик. В 1879 году активизируются разбойничьи шайки турок – фанатиков. Местная полиция обращается за помощью к военным. И только благодаря природному такту, а также установленному им в округе принципу ответственности местного населения за все беспорядки, что здесь случаются, Рудановский овладевает ситуацией и восстанавливает в округе гражданский мир. Военная карьера Константина Рудановского в 1881 году ознаменована предложением занять место военного министра Болгарии. Он отказывается, заявив, что не хочет заниматься политической деятельностью. А в 1885 году выходит приказ русского императора: всем офицерам покинуть болгарскую армию.

Книга местрных краеведов об истории и событиях с. Константин
Книга местрных краеведов об истории и событиях с. Константин

Он закончил военную карьеру с множеством наград: русских, болгарских, персидских, французских и итальянских орденов. «В своей службе генерал Константин Андрианович Рудановский безупречен. Нет никаких причин, которые бы лишили его права получить все, что ему полагается»,- последние слова в его военном досье.
Менялись политические реалии, отношения между нашими странами то теплели, что снова становились холодными. Он еще несколько раз приезжал в горячо любимую Болгарию. И повсюду его встречали с искренней радостью – будь то пышный прием в Софийском военном клубе, или музыка, танцы и выстланная чергами и засыпанная цветами дорожка от повозки к церкви в селе его имени.
В 1910 году Рудановский приезжает в Болгарию, как участник Славянского собора и делает еще один большой подарок. В письме он просит командира Шестого пехотного Търновского полка, дислоцированного в столице, о создании фонда своего имени „Генерал-лейтенант Константин Андрианович Рудановский“. С этой целью вносит в Болгарский народный банк сумму в 1000 золотых левов, и дает полномочия командиру полка использовать проценты этого фонда для покупки наград для воинов, отличившихся в состязаниях по стрельбе. Контроль за деятельностью фонда осуществляется министрами: военным и финансовым. К началу 1937 года капитал фонда вырастает на 5211 левов.
В завещании он оставляет состояние - 73 тысячи рублей, своим близким, наследникам и болгарским воинским частям. Как первый командир Шестого пехотного Тырновского полка в 1884–1885 годах, К. А. Рудановский дарит ему 3 тысячи рублей, а Восемнадцатому пехотному Етърскому полку (Търново) – 1500 рублей. Болгарский полномочный министр в С-Петербурге, генерал-лейтенант Радко Димитриев получает эти средства и передает по предназначению.

В болгарском языке есть очень точное слово «запАлен». Так говорят про человека, горячо увлеченного своим делом. Он «горит» сам и увлекает за собой остальных. Таких людей во все времена было и есть очень немного. Больше других- с недоверчивым прищуром размышляющих, какую же выгоду хочет извлечь этот запаленный, и не обойдет ли он нас, таких умных, дальновидных и потому недоверчивых. Сегодня, в эпоху потребления, таких «прищуренных» стало еще больше – комфортная жизнь и лень, физическая и умственная, возведенная в культ, делают людей вечно и всем недовольными. Нужно иметь много сил, неуспокоенности и куража, чтобы преодолеть это болото. Судьба русского офицера, дарившего не только, и не столько свои деньги, а знания, опыт, сердечную доброту и порядочность, дает надежду и силы другим таким же людям сегодня. А значит, не все еще потеряно.