Когда писала этот очерк, попалось изречение Аристотеля, которое вполне могло бы стать эпиграфом к истории, о которой пойдет речь. "В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро" - ответ на вопрос,над которым бьются поколения думающих людей, был найден еще во времена античности. Сейчас тех, кто живет по такому правилу, считают, как минимум,лохами. Или вовсю пользуются плодами чужого труда,забыв о благодарности. А между тем, так было всегда, просто в разное время с перевесом в одну или другую сторону. Потому я так люблю ХIХ век в России. Время, когда на поверхности не было столько лжи и цинизма. Когда люди не пользовались НЛП и другими видами манипуляций. Когда были в ходу достоинство и благородство. Потому и преклоняюсь перед подвигом своих соотечественников в Болгарии в 1877-78 годах. Чтобы мне ни говорили про имперские амбиции и прочее. Войны затеваются "сверху" - царями, политиками. Их ведут за территории, недра, по религиозным убеждениям. Исполнители этих планов - генералы, военные люди. Для них война - соревнование тактик и приемов. Своего рода игра. Да, страшная, опасная, но игра. И все зависит от командира: достигает ли он своих целей любой ценой, или помнит о том, на его отвественности - живые люди. И только тем, кто в самой гуще событий достается поистине страшное испытание. И если в душЕ не будет убеждения в праведности того, что делаешь, не выжить. Поэтому сердцем всегда буду на стороне русских солдат, что остались здесь. Без имен, только списком - "485 нижних чинов" надпись на одном из памятников. Солдат, которые пришли спасать братьев по вере, славян.
Елена.
Маленький городок уютно расположился в чаше гор Стара Планина. Тихо, уютно, малолюдно. История города не выставляет себя напоказ всем подряд. Только тем, кто горит желанием проникнуться атмосферой далеких событий, она открывается в узких каменных улочках, за оградой музейно-исторического комплекса, за стенами старых церквей, а их в маленьком городке четыре! Потому и называют еще Елену «болгарским Вифлеемом». Каждый час бьет колокол на башне, неторопливо отмеривая еленское время. Тишина. Покой. Идиллия…
Я живу здесь уже седьмой год, сменив свой родной, степной и промышленный Орск, с его более,чем 200 000 жителей, на крошку Елену, где жителей 2000. Не звенят трамваи, нет автобусов, мало машин, а на улице можно встретить телеги, запряженные лошадьми, как в прошлых веках. Тут не нужно никуда спешить и что-то кому-то доказывать, подтверждая свой статус, профессионализм и прочее придуманное кем-то «нечто». Именно в такой атмосфере приходят мысли о том, сколько теряет общество, когда в вечной суете исчезают «простые истины»: служение, желание помогать, отдавать и делиться. Умение быть благодарным.
5 декабря 2017 года исполнилось 140 лет со времени боев в русско-турецкую в районе города Елена. Каждый год жители города повторяют событие,которое называют тут "еленско бягане".
Сражения в районе села Марян, на Марянской дубраве и городе Елена историки назвали "вторая Шипка". Бои шли очень тяжелые, город был почти полностью сожжен, но именно военное мастерство русской армии и стойкость болгарских ополченцев не позволили армии Сулеймана-паши дойти до Тырново и ударить в спину русским войскам около Плевена. Благодаря сражениям на подступах к Тырново, когда русские и болгары, плечом к плечу, сдерживали натиск врага, и не давали ему возможность соединиться с другими частями турецкой армии, война закончилась победой русского войска и болгарского ополчения. К сожалению, историки мало говорят об этом. О событиях того времени напоминают 4 братские могилы вокруг города. По одним сведениям, в них обрели вечный покой 485 русских воинов. Недавно услышала еще одну цифру - более 900 убитыми. Потери мирного населения в разы меньше. Потому что,когда стало ясно, что сдерживать натиск турок все сложнее, русские отправили в город вестовых с приказом: всем немедленно покинуть свои дома. Люди просто бежали,схватив в охапку детей. Жители уходили из города в горы в сторону Тырново. Колонна растянулась на 7 километров. И пока они убегали, военные сколько могли, сдерживали врага,давая людям время. Когда турки все же зашли в город, он был уже пуст. В книгах воспоминаний написано, что остались нетронутыми накрытые столы к обеду, а в очагах еще варилась еда. Разъяренные турки подожгли Елену…
История сохранила в памяти имена командиров и офицеров. Командовал сражением молодой генерал Павел Домбровский. Звание он получил в ночь накануне сражения около Елены, и с точки зрения военной тактики все было сделано блестяще. А было генералу 29 лет. Военные эксперты утверждают, что в действиях Домбровского прослеживается опора на тактический опыт великого полководца М.И.Кутузова. События в районе Елены и села Марян отмечены именами, знакомыми нам по русской классической литературе. Здесь командовали полками потомки великих поэтов: А.А.Пушкин, старший сын А.С.Пушкина, и М.А. Лермонтов, племянник М.Ю.Лермонтова.
От простых русских солдат в братских могилах в окрестностях города, остались только цифры – сколько из них обрели тут вечный покой. И благодарная память горожан...
Каждый год,5 декабря, от центральной площади города к братской могиле и памятнику в окрестностях города Елена направляется шествие. В нем принимают участие не только высокие гости из болгарского Народного собрания, русского консульства, митрополит, начальник и курсанты Тырновского военного училища. Повторяют путь спасения своих предков жители города, духовенство, учителя и ученики местной школы. На холме у памятника служат панихиду, возлагают венки и цветы. И, как знак вечной памяти и благодарности за освобождение, прямо в землю перед памятником ставят горящие поминальные свечи.
Константин и Елена
Два имени, что сохранились в истории человечества, сошлись снова в истории маленького болгарского города во время событий русско-турецкой войны.
Его имя знакомо почти всем жителям не только тырновского региона и города Елены, но и окрестных сел. Но все попытки узнать поподробнее из русских источников информации не увенчались большим успехом. Значит, интернет не так уж и всесилен, а в архивы на расстоянии не попадешь, да и не пустят. Все, что расскажу об этом человеке, взято из книг местных авторов - краеведов и уникального болгарского сайта «Дарители».
Константин Андрианович Рудановский. Впервые увидела имя на дарственной надписи, сделанной его рукой на Евангелии, что по сей день хранится в одной из церквей города Елена. И это - далеко не единственное из его дарений.
Так сложилось, что, когда читаю об интересном человеке, приходит в голову мысль: поняли бы мы друг друга, если бы довелось встретиться? Подружились бы, стали соратниками, или, наоборот, «разошлись бы во мнениях»? В случае с Рудановским – искренне желаю чаще встречаться с подобными ему людьми. Такие, как он, очень близки внутренне, они открыты и надежны, разумно смелы и рассудительны. Легки на подъем, добры и благодарны. Своей жизнью, убеждениями и поступками, они служат людям, отдают и помогают, получая взамен горячую благодарность, уважение и энтузиазм соратников - а это даже в наше денежное время невозможно купить или «накачать» грамотным пиаром. Цена слишком высока и нематериальна.
Константин Рудановский – потомок обедневшего дворянского рода Черниговской губернии (Украина). После окончания классической гимназии в родном городе, он поступает в военное училище в Санкт-Петербурге, и заканчивает его с отличными успехами. С молодых лет увлекается славянофильством, и в 1876-м рвется добровольцем в армию генерала Чернаева в Сербию. Не пустили. Начальство запретило.
При объявлении Освободительной войны 1877 года поручик Рудановский по собственному желанию поступает в распоряжение Генерального штаба и приезжает в Велико Тырново с главнокомандующим русской армией, великим князем Николаем. Под его командованием успешно проходит военная разведка местности в районе Елены. И далее, он принимает участие в боях в этом регионе, от июля до декабря 1877 года. После сражений командует отрядом по ликвидации разрозненных разбойничьих банд. В его распоряжении - рота солдат и отделение донских казаков. В это же время Рудановский назначен на должность начальника военно-административного округа города Елены.
Константин
С еленским краем связан один любопытный исторический факт. Именно здесь находится единственное в Болгарии село - ровесник победы в русско-турецкой войне. Это же село уникально тем, что построено по русскому образцу – с широкими прямыми улицами, расходящимися друг с другом под прямым углом. Называется село – Константин.
После тяжелых сражений, в ходе которых множество людей остались без крова, окрестности Елены наполнились беженцами. Рудановский, совместно с несколькими местными активистами, принимает решение о ходатайствовании перед Временным правительством Болгарии о разрешении занять земли под строительство нового села. Место он выбирает лично. После получения разрешения начинается планировка. Отряд солдат и казаков под командованием Рудановского прибывает на место. Солдат расставляют, как ориентиры. Тянут веревки, забивают колышки. Чистое поле покрывается сеткой будущих домов, дворов и улиц. Помощник Рудановского, Петр Моллов, принимает решение: «Если образуется село, назовем его Константин, в честь заслуг Рудановского, его ходатайствования, а, значит, и интереса к нашему краю. И большой русский офицер станет еще по-велик». Идея и благородна, и практична, так как имеет судьбоносное значение для закрепления и дальнейшего развития села. Энтузиасты Молловы приводят на новое место будущих жителей. Иван Моллов «правит списук и пиянка»( готовит список тянущих жребий за место для постройки дома и последующее угощение – обмыть событие). Но никому не нравится выпавший по жребию участок. Недовольство выливается в перепалку. Вторая часть с обмыванием события провалилась. Молловы увещевают, успокаивают, пытаются разобраться и рассудить недовольных. Первых жителей в селе было совсем немного – родственники активистов и еще несколько человек. Строили сначала «зимовища» - жилища, чтобы перезимовать, из материалов, что собирали от опустевших, разрушенных и сожженных окрестных сел. Первая зима была для новых жителей страшной – завалило снегом так, что не то, что до воды, до соседа невозможно было добраться. В округе шалили разбоничьи банды. В село заходили волки…
Только благодаря энтузиастам и моральной поддержке Константина Рудановского, у первых жителей остается кураж и вера в будущее, на которых они продолжают обживать новое место. Что же касается материальной стороны дела: Рудановский из личных средств финансирует постройку первого общественного здания нового села. Им стал «Хан» - постоялый двор. Строили способом – «материал ангария» - это потом назовут «коммунистическими субботниками».
Через год Рудановский жертвует большую сумму денег на постройку церкви, ходатайствует перед матерью легендарного Скобелева, и та дарит будущему храму церковную утварь. Известно, что молодожены от первого церковного венчания купили и подарили храму венцы. Говорят, что в Константине ими венчают до сих пор. На постройку школы он вносит 10 000 левов. Ее строят на месте, которое отвели для дома Рудановского, а он отдал свое «дворно място». Школа важнее.
Но село – это не только дома и строения. Настоящее село – это свои традиции, и, конечно, патронный праздник. А он приходится на 21 мая – день святых Константина и Елены. Именно благодаря Константину Рудановскому, в селе появилась и соблюдается традиция: первый день праздника веселье и танцы, второй день – спортивные состязания. «Наш генерал», как называли его в селе, с удовольствием участвует в празднике.
Авторитет русского офицера перед местным населением очень велик. В 1879 году активизируются разбойничьи шайки турок – фанатиков. Местная полиция обращается за помощью к военным. И только благодаря природному такту, а также установленному им в округе принципу ответственности местного населения за все беспорядки, что здесь случаются, Рудановский овладевает ситуацией и восстанавливает в округе гражданский мир. Военная карьера Константина Рудановского в 1881 году ознаменована предложением занять место военного министра Болгарии. Он отказывается, заявив, что не хочет заниматься политической деятельностью. А в 1885 году выходит приказ русского императора: всем офицерам покинуть болгарскую армию.
Он закончил военную карьеру с множеством наград: русских, болгарских, персидских, французских и итальянских орденов. «В своей службе генерал Константин Андрианович Рудановский безупречен. Нет никаких причин, которые бы лишили его права получить все, что ему полагается»,- последние слова в его военном досье.
Менялись политические реалии, отношения между нашими странами то теплели, что снова становились холодными. Он еще несколько раз приезжал в горячо любимую Болгарию. И повсюду его встречали с искренней радостью – будь то пышный прием в Софийском военном клубе, или музыка, танцы и выстланная чергами и засыпанная цветами дорожка от повозки к церкви в селе его имени.
В 1910 году Рудановский приезжает в Болгарию, как участник Славянского собора и делает еще один большой подарок. В письме он просит командира Шестого пехотного Търновского полка, дислоцированного в столице, о создании фонда своего имени „Генерал-лейтенант Константин Андрианович Рудановский“. С этой целью вносит в Болгарский народный банк сумму в 1000 золотых левов, и дает полномочия командиру полка использовать проценты этого фонда для покупки наград для воинов, отличившихся в состязаниях по стрельбе. Контроль за деятельностью фонда осуществляется министрами: военным и финансовым. К началу 1937 года капитал фонда вырастает на 5211 левов.
В завещании он оставляет состояние - 73 тысячи рублей, своим близким, наследникам и болгарским воинским частям. Как первый командир Шестого пехотного Тырновского полка в 1884–1885 годах, К. А. Рудановский дарит ему 3 тысячи рублей, а Восемнадцатому пехотному Етърскому полку (Търново) – 1500 рублей. Болгарский полномочный министр в С-Петербурге, генерал-лейтенант Радко Димитриев получает эти средства и передает по предназначению.
В болгарском языке есть очень точное слово «запАлен». Так говорят про человека, горячо увлеченного своим делом. Он «горит» сам и увлекает за собой остальных. Таких людей во все времена было и есть очень немного. Больше других- с недоверчивым прищуром размышляющих, какую же выгоду хочет извлечь этот запаленный, и не обойдет ли он нас, таких умных, дальновидных и потому недоверчивых. Сегодня, в эпоху потребления, таких «прищуренных» стало еще больше – комфортная жизнь и лень, физическая и умственная, возведенная в культ, делают людей вечно и всем недовольными. Нужно иметь много сил, неуспокоенности и куража, чтобы преодолеть это болото. Судьба русского офицера, дарившего не только, и не столько свои деньги, а знания, опыт, сердечную доброту и порядочность, дает надежду и силы другим таким же людям сегодня. А значит, не все еще потеряно.