Найти тему

Являются ли политруки и комиссары советским ноу-хау?

Идеологической работой в армиях занимались с древнейших времён. Ратники, воины, солдаты должны чем-то вдохновляться, должны знать, за что воюют и погибают. И эту роль на себя всегда брала религия, с любой армией всегда были священнослужители. Особенно в тех войнах, где имелась ещё и религиозная составляющая. Устремлять свой взгляд во глубь веков не обязательно, можно на ИГИЛ посмотреть. Или другие горячие точки арабского мира, где воюют сунниты с шиитами. Мало кто сумеет объяснить в чём разницы между этими двумя ветвями мусульман, а уж тем более в чём тут повод для войны не на жизнь, а на смерть. Но воюют же, и пусть причины таких войн совсем не в религиозных расхождениях, но вдохновляют же именно религиозными подходами.

Однако не всегда в армии ограничивались религиозной составляющей. Любая революция и гражданская война, которую она обычно вызывает, требует работы с теми, кто должен воевать за новые или старые идеалы. Ведь в гражданских войнах не с пришедшим в твою страну внешним врагом сражаются, а с такими же гражданами, и чтобы их возненавидеть, нужна обработка личного состава.

Наша страна не была исключением. Достаточно вспомнить лозунг «За Веру, Царя и Отечество», где Вера стоит на первом месте.

И когда, после революции 17-го года, пришедшие к власти большевики заменили религию коммунистически идеологией, то они ведь не просто заменили попов комиссарами.

Русская Церковь в армии занималась лишь идеологической подготовкой войск, но никак не вмешивалась в сам процесс военных действий. Никто не советовался с полковым попом, когда лучше наступать. Тем более, что и сама Церковь находилась в подчиненном положении не только формально, но и юридически— главой ведь Церкви со времён Петра Великого был император.

Уникальность советского института военных комиссаров было в том, что они получили власть большую, чем сами военные командиры. Поскольку могли самолично расстрелять любого в своём подразделении, включая командира. Поводом же могло быть предательство дела Мировой революции или ещё что-то такое же, что вообще интерпретировать можно как угодно.

Ситуацию легко понять, если смотреть состав Красной Армии периода Гражданской войны. Поскольку преданность делу Революции, не могла компенсировать военных знаний, то на командные должности всех уровней приходилось брать офицеров царской армии. Сколько среди них было тех, кто пришёл, разделяя взгляды большевиков, и сколько тех, у кого заложниками (пусть не всегда явными) их лояльности стали семьи, никто не знает. Но доверия у власти не была ко всем поголовно.

Про рядовой состав и говорить нечего. Особенно если вспомнить распространенный способ тех времен пополнять ряды своих солдат, включением туда военнопленных. Насколько это явление было массовым, сказать сложно, но поскольку обе стороны предпочитали не возиться с пленными, а пускать их в расход, то «добровольцы искупить вину кровью» находились легко. Когда альтернативой является расстрел, а то и какая-либо мучительная казнь, то... При внимательном изучении биографий участников Гражданской войны, можно обнаружить, что некоторые по нескольку раз переходили со стороны на сторону, и это были даже не рядовые бойцы.

Понятно, что в такой ситуации, любому командиру любого уровня полагался надзирающий за его работой комиссар.

В лице наших комиссаров… мы получили новый коммунистический орден самураев, который — без кастовых привилегий — умеет умирать и учит других умирать за дело рабочего класса.
Лев Давидович Троцкий

В результате РККА была уникальным явлением, с огромным количеством политработников, которых приходилось содержать не только в военное, но и мирное время. Представьте, в каждой роте кроме одно положенного по штату капитана и трёх лейтенантов, как везде, добавлялся ещё и политрук. Которого надо одевать, кормить, платить ему немалый оклад. Армия и так очень дорогое удовольствие и во все времена всегда искали способы на ней сэкономить, а тут огромное число офицерского состава дополнительно. В РККА даже ведь пытались не ограничиваться уровнем роты, и ввести помощников политруков на уровне взводов. Упёрлось всё в отсутствие достаточного числа кадров, даже когда решили на эти должности ставить беспартийных.

ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР
О введении должности пом. политрука ДОТ
№ 0199 4 ноября 1938 года
1. Ввести из числа пулеметного и артиллерийского расчета ДОТ, артиллерийских капониров и полукапониров УР пом. политрука из лучших, преданных партии Ленина-Сталина членов ВКП(б), кандидатов или комсомольцев.
2. Пом. политрука, наряду с выполнением своей функции пом. политрука, не освобождается от выполнения обязанностей номера в расчете ДОТ.
3. Денежное довольствие выплачивается по должности пом. политрука.
Народный комиссар обороны СССР
Маршал Советского Союза К. Ворошилов

Надо сказать, что от всевластных комиссаров в армии отказались после Гражданской войны, переведя их в роль заместителей по политчасти. То есть они должны были заниматься политической подготовкой личного состава, но вмешиваться в работу командира подразделения не могли.

Институт военных комиссаров вернули в 37-м году и уже в 40-м отказались, снова вернув замполитов.

Однако всё вернулось уже 16-го июля 1941 года. Что легко понять — Красная Армия терпела одно поражение за другим и отступала. Но уже 9-го октября 42-го года от комиссаров пришлось отказаться. В советских учебниках это объяснялось возросшим уровнем военного руководства, но реально же просто стало понятно, что система двоевластия до добра не доведёт. Армия требует жестокой централизации, а когда каждым подразделением руководят двое: командир и комиссар, причём у второго власти больше, а знаний меньше (хотя бы военных), то это уже не жёсткая система, а что-то невнятно-расплывчатое.

Потому с 42-го года политработники всех уровней потеряли власть (уже навсегда) и превратились в заместителей.

Хочу сказать пару слов в защиту политруков и комиссаров, а то их принято обычно только ругать. Кроме идеологической работы, особенно после того, как с них сняли руководящие функции, политработники всех уровней обычно занимались тылом. Что было очень хорошо, поскольку в Красной Армии тыловое обеспечение всегда было на последнем месте. И в том, что солдаты не голодали, не мерзли, лечились, да и то, что вовремя подвозили боеприпасы, была немалая заслуга именно политработников. Да и кровь они точно также проливали за Родину. Ведь подавляющее большинство политруков приходилось на стрелковые роты, а на такой должности при всем желании особо никуда не спрячешься.

В целом же, стоит согласиться, что институт военных политработников в нашей армии явление уникальное. И, ещё раз подчеркну, очень дорогое.

Памятник политработнику. Славяносербский район Луганской области.
Памятник политработнику. Славяносербский район Луганской области.