Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Из грязи в светлейшие князи и обратно

В истории России было много уникальных и интересных личностей. Настоящих героев, интриганов, безбашенных храбрецов и казнокрадов, генералов и атаманов, князей и простых крестьян. Но из всех них, как мне кажется, особняком стоит один. Даже в свою эпоху, давшую много людей отчаянной храбрости и готовности любой ценой исполнить поставленную задачу, он стоял особняком. Причем как в подвигах, так и в воровсте. Он был велик и полноценен во всем.

Первый губернатор Санкт-Петербурга и первый русский академик, президент Военной коллегии, единственный русский герцог и генералиссимус, член Лондонского королевского общества, переписывавшийся с Ньютоном, несмотря на то, что не владел грамотой. Он никогда не учился ни финансовым, ни военным делам. Он просто умел делать любую работу, которую ему поручали, хорошо. И звали этого уникального человека Александр Данилович Меншиков. Человек, поднявшийся буквально из грязи на самую невозможную высоту, а потом туда же, в грязь, причем в буквальном смысле вернувшийся.

Про Данилыча написаны толстые биографии. Но это не формат Дзена, поэтому я пройдусь коротко, по основным вехам.

Нам неизвестно, откуда, где и как Данилыча откопал Франц Лефорт. Теория, что он торговал пирогами также вероятна, как и то, что он был потомком какого-то мелкого смоленского шляхтича. Ничего удивительного в этом нет, история почти любой знаменитой фамилии начинается с родоначальника, который взялся ниоткуда. Из грязи.

Важно то, что швейцарский наемник, так много сделавший для России, понял, что бойкий мальчишка – перспективный. И посоветовал обратить на него внимание молодому царю. Тот обратил и Алексашка стал его денщиком.

Опять же я не буду касаться разных там версий возвышения Меншикова. Есть куча глупых теорий, но на самом деле все было просто – Алексашка всегда был готов поддержать любую движуху молодого царя. Буквально любую.

Надо драться в военных развлечениях? Легко. Царь – барабанщиком в Преображенском полку, Алексашка при нем – солдатом. Развлекались душевно, порох порой гремел по настоящему, ну а сломанные руки и ноги тем более никто не считал.

Надо вместо развлечений мчаться с царем в ночи в Троицкую лавру? Запросто. Раз царь задумал воевать с родной сестрой, не понимавшей, что брат вырос – будем воевать.

Надо развлекаться на Плещеевом озере, строя там модели корабликов в натуральную величину? Да всегда пожалуйста, Петр Алексеевич, с нашим к вам почтением.

Надо на самом деле учиться корабельному делу? Всегда готов. Потом точно также всегда готовым Алексашка, точно также как и царь, сядет в шлюпку, чтобы пойти на абордаж двух шведских парусников в устье Невы. И прорвется через орудийный огонь, чтобы потом царь смог отчеканить медали «Небываемое бывает». Это и в самом деле было небывалое дело – захватить на шлюпках парусные корабли.

Отправиться в Азовские походы? Царь туда и Алексашка с ним.

Поехали за границу в Великое посольство? Хорошо, поехал постигать корабельное дело и работать печенкой. Заодно он и на картинах позировал и в масштабном рекрутинге участие принимал, выискивая нужных государству российскому людей.

-2

Рубить головы стрельцам в утро стрелецкой казни? Ну там и сам Петр Алексеевич несколько раз топором махнул, как говорят. Александр Данилыч, конечно, в стороне не остался, не без этого. Впрочем, Данилыч прославился не как палач, это был мелкий, частный эпизод. Я уже написал про бой в устье Невы. А ведь это было так – мелкая стычка, одна из многих.

Когда штурмовали Нотебург, Петр уже было дал приказ прекратить штурм, видя, что ничего не получается. Но на помощь штурмующим уже спешил на лодках через реку Алексашка с добровольцами. И шведы, увидев, что к русским спешат подкрепления, ударили шамад, договариваться о капитуляции.

-3

Он проявил себя и как полководец, способный принять правильное решение и пойти впереди всех, как это было под Калишем, когда он повел драгун в атаку на шведов. За что и получил свой заслуженный орден Белого Орла.

Все тот же Александр Данилыч командовал русской кавалерией под Полтавой. А для того, чтобы Карл XII пришел со своей голодной армией к этой самой Полтаве, он сначала дрался с Петром при Лесной, а потом устроил головокружительный рейд на Батурин, разгромив столицу Мазепы буквально под носом у шведов. Да, в Батурине он устроил самую откровенную резню. Ну так время было такое. Война. С предателями по-другому нельзя.

Но Данилыч бы не заслужил такой славы, если бы занимался только армией. В том то и дело, что он занимался всем. И государственными делами тоже. Говорят, что когда Петр I собрался закладывать на Заячьем острове новый город, Данилыч показав рукой на одинокую сосну, на которой болтались водоросли, намекая о недавнем наводнении, сказал:

- Люди с рыбами не живут, Петр Алексеич.

Ведь кто и мог возразить царю, так это он – его правая рука и верный сподвижник.

Но Петр Алексеевич свое решение уже принял и ответил:

- А там где стоит эта сосна, ты свой дом и построишь.

Он и построил, так как стал губернатором Петербурга. И много еще чего построил. У него всегда находилось время и силы на все царские затеи. И что еще важнее – он умел находить деньги и правильно их использовать, добиваясь того результата, который от него требовал царь. Воровал, конечно, без меры. Это еще одна сторона Данилыча, о которой никогда нельзя забывать. Воровал он капитально и основательно. В глобальных масштабах. Но, знаете, не будь бы Меншикова и его кипучей деятельности по исполнению указов самодержца, нынешняя Россия и в особенности один город на Неве, навряд ли получились бы такими, какими он в итоге стали. Потому что, делая дело государево, Данилыч не жалел ни самого себя, ни тем более других.

Да, в конце жизни Петра Данилыч доворовался до того, что Петр вдребезги разругался со своими даже не фаворитом, а самым верным сподвижником и соратником во всех делах, начинаниях и продолжениях.

Но Петра не стало. И никто иной как Меншиков начал эпоху дворцовых переворотов, хладнокровно использовав гвардию, чтобы на троне оказалась Екатерина Алексеевна. Тут на него полился золотой дождь. А как ему не пролиться, когда Данилыч стал, по сути, первым человеком в стране. Он уже стал без пяти минут царским тестем. Но «близ царя…»

Данилыч и заболел то ненадолго, но этого хватило, чтобы мальчишке-императору Петру II напели то, что нужно. Дальше – арест, суд и ссылка, куда Макар телят не гонял. К черту на кулички. В Березов.

-4

Он не сломался. Сам отстроил дом, поставил церковь. Но годы были уже не те, да и сам он был не тот. Данилыч закончил свои дни там, в северном Березове. Даже места, где он упокоился не сохранилось. Вышедший из грязи вернулся в грязь в буквальном смысле этого слова. Так, что даже место, где его похоронили, смыло рекой.

Остались только дела, сделанные им во славу России, вместе с его великим начальником – царем и императором Петром Алексеевичем. Великий был человек Данилыч, чего уж там. Во всем – и в грехах своих, и в подвигах.

-------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.

Мои статьи и видео доступны также во «ВКонтакте» на YouTube, в Инстаграм