Найти тему
Сказки в каске

Камень: натуральный, искусственный, имитация?

Оглавление

Доброго дня, читатель!

Вот, потихоньку, мы с вами добрались и до наполнения витрин нашего отдела. Как писал в предыдущей статье: ассортимент товара определили в виде сувениров из природных камней, наладили контакт с художественными мастерскими, стали любимыми клиентами в транспортных компаниях и даже за руку здороваемся с администрацией магазина.

Красиво и аккуратно оформили витрины. Казалось бы - торгуй себе на радость покупателям и самим себе. Ха! Если бы всё так было просто. Народ-то у нас нонче - грамотный, всё знает: интернеты читает, блогеров смотрит. И потянулись к нам сердобольные старушки и стоумовые тётеньки:

- А это у вас натуральные камни? - вопрошали они, взирая на витрину с украшениями из янтаря.

Бусы и браслеты из янтаря
Бусы и браслеты из янтаря

- Да что вы, - шёпотом отвечаю я им: - Исключительно отходы канифоли!

- Мы это сразу поняли! - удовлетворённо хмыкают старушки и тётеньки: - Мне соседка показывала янтарный браслет, так он был такой тяжёлый - руки не поднять. А у вас, вон, лёгонькие. Пластмасса жы, а говорите - янтарь!

И, ничего не купив, гордой поступью удалялись из магазина.

Безусловно, вы можете сказать: "Сами виноваты - нефиг было ёрничать". Но за кадром как раз и остались попытки объяснить таким вот горе-покупателям особенности добычи янтаря и производства украшений из него.

Фото из случайного отдела в торговом центре
Фото из случайного отдела в торговом центре

Особенный гвалт вызывали надписи на изделиях: "Искусственный камень", или "Имитация", или "Облагороженный камень". Тут же поднимался вой: "Стекляшками торгуети! Выфсёврёти! Это - не камни"!

Поэтому пришлось вооружиться учебником по геологии и обогащению полезных ископаемых, и создать вот такую вот статейку

Весьма часто встает вопрос: "А каким образом можно убедиться, что ваши вещи, купленные у мастера, действительно являются ювелирными украшениями"?

Насчет "украшение или нет" - это вопрос вкуса. Здесь каждый решает только за себя - нравится ли именно это изделие или нет, будет ли человек носить его или нет.

А вот по поводу того, что удостоверяет право изделия называться ювелирным, а не бижутерией (бижутерия - украшения из недорогих материалов), можно сказать несколько слов. Прежде всего, это использование драгоценных компонентов: камня и/или металла.

Для того, чтобы быть уверенным, что купленное вами изделие сделано из драгоценного металла, необходимо обязательно убедиться в наличии на нем минимум двух клейм — "Именного клейма мастера" ("именника") и "Пробного клейма Государственной пробирной инспекции" ("пробы"). Оба клейма должны быть четко пропечатаны. Расположение именника непроизвольно: он должен находиться либо слева, либо сверху от пробы.

К драгоценным металлам, доступным для продажи гражданскому населению, в нашей стране относят серебро и золото. Это - наиболее массовые металлы.

Так вот, мы не торгуем изделиями из серебра и/или золота. Основной тон задают изделия из камня. Да, на полках есть бижутерия, в том числе и в металлической оправе. Но это - мельхиор, который хотя и похож на серебро, но - не серебро.

Так вот, о камнях. Читая описания ювелирных изделий, все время натыкаешься на слова: "натуральный драгоценный камень", "природный драгоценный камень". Многие покупатели предпочитают иметь ювелирные изделия с натуральными природными камнями-вставками. Поэтому при покупке украшений часто задают вопрос: "А это натуральные камни?" И это действительно большая проблема - какой это камень на самом деле?

Чтобы разобраться в этом вопросе, неплохо представлять себе, какие ювелирные вставки вообще бывают, и какие используются в ювелирных украшениях.

1. Имитация драгоценных и полудрагоценных камней

Имитация внешне напоминает природный камень, но в остальном не имеет с ним ничего общего. В основном имитация - это окрашенное стекло. Такая вставка может быть ограненной, а может иметь форму кабошона. Имитация может быть любого цвета и оттенка, может быть прозрачной или глухой (непрозрачной).

Имитация драгоценных камней
Имитация драгоценных камней

В том, что вставка в изделии стеклянная, нет ничего плохого: она даже может быть больше, ярче, чем натуральный камень, и она всегда существенно дешевле, чем натуральный камень. В целом ряде случаев эти качества - большой плюс. Главное, чтобы при продаже продавец не вводил покупателя в заблуждение и сказал ему, что вставка - это имитация.

2. Искусственный драгоценный и полудрагоценный камень

Такой камень создан не природой, а технологом на заводе, поэтому он называется "искусственным" или "синтетическим" камнем. Синтетический материал копирует природный аналог. Это настоящий камень, а не аморфное стекло. По структуре и свойствам он полностью совпадает с камнем, найденным где-нибудь в природе.

Отличается искусственный камень от природного лишь тем, что он не "родился в недрах", а полностью произведен человеком. Современные технологии позволяют воспроизводить практически любой драгоценный и полудрагоценный камень. По качеству (наличию дефектов) синтетические камни лучше природных, так как растут в стабильно-благоприятных условиях.

Синтетические бриллианты
Синтетические бриллианты

По стоимости они дороже стеклянной имитация, но существенно дешевле природных камней за счет того, что их можно производить промышленным способом в больших количествах.

Существуют синтетические материалы, не имеющие природных аналогов (например, разноцветные фианиты, разработанные в ФИАН (Физический институт Академии Наук СССР) в 1970 – 1972 гг. на основе кубической модификации окиси циркония и гафния). По цвету фианит может имитировать практически любой природный камень.

Виды синтетических самоцветов
Виды синтетических самоцветов

Означает ли это, что искусственный камень - не камень? Однозначно: НЕТ! К примеру, искусственный алмаз совершенно идентичен алмазу природному, разве что первый будет гораздо чище и без посторонних примесей.

3. Облагороженные натуральные природные камни

Это уже действительно камни, добытые в природе (в карьере или из россыпи). Определение "облагороженные" означает, что в своем первоначальном виде они были невзрачны или неярки и их товарная ценность была невысокой. Словом, их надо было как-то обработать, чтобы они приобрели более товарный вид (проще говоря, стали покрасивее).

Классический пример - танзанит. Добытый из земли танзанит, в основном, светлый, неяркий и часто непрозрачный камень. Только после облагораживающего отжига при 400-650°C танзаниты становятся сине-фиолетовыми, такими, какими вы их знаете. Практически все танзаниты проходят такой отжиг. Это значит, что танзанит на 100% облагороженный камень.

4. Натуральные необлагороженные природные камни

С этими камнями все просто и понятно: добыли "в природе" (в карьере, из месторождения или из россыпи) и потом без каких-либо облагораживающих процедур (например, нагревов или облучений) обработали для вставки в ювелирное изделие.

Надо отметить, что цены на такие камни могут варьироваться очень сильно в зависимости от их цвета, массы, дефектности, месторождения, где они были добыты. Например, бледно-розовые рубины из Шри-Ланки оцениваются в 10-15 долларов за карат, а стоимость темно-красных рубинов из Бирмы может превосходить 10 000 долларов за карат.

Как видите из фото: ценность природных минералов перед их искусственными (или облагороженными) собратьями - именно в наличии дефектов. Именно дефекты делают камни уникальными.

Это как с людьми: родинка на верхней губе придаёт шарма; шрамы - украшают мужчину; блондинки, вообще, вне конкурса!

Давайте подведём итоги:

Резюмируя, хочу отметить, что ничего плохого в имитации, искусственных и облагороженных камнях нет. Просто продавец должен четко информировать покупателя, какие именно вставки использованы в его изделии. Когда у меня по каким-то вопросам, связанным с камнями, нет достаточной информации (например, покупателя интересует месторождение, где был добыт камень), я всегда в этом признаюсь. Но такое бывает редко. Потому что своих партнёров мы всегда спрашиваем: "Откуда камешки? Кто производитель-то"? И партнёры всегда об этом рассказывают, потому что нет никакой тайны в этой информации.

Сейчас во многих магазинах можно встретить большое количество изделий с разнообразными камнями-вставками по, относительно, небольшой цене. Покупая такие изделия, надо иметь ввиду:

- цена камня, как правило, возрастает по цепочке: имитация - искусственный камень - облагороженный натуральный камень - необлагороженный природный камень;
- вставка в ювелирное изделие проходит длинный путь. Цепочка этапов выглядит примерно так: добыча камня - обработка камня - продажа камня ювелиру - создание украшения - продажа его ювелиром в магазин - продажа конечному покупателю.

Конечно, какие-то этапы могут быть сокращены (например, добыча и обработка делается одними руками). Или могут появиться дополнительные этапы (например, может добавиться перевозчик камней). Представляете, сколько людей задействовано, и ведь на каждом этапе каждому участнику нужно заработать! (Не могут же они все работать ради подарка для вас.)

А теперь прикиньте, какова должна быть цена камней на самом первом этапе, чтобы в самом конце показаться вам не очень большой.

Если для вас не имеет значения, натуральный камень или синтетический, облагороженный он или нет, а в украшении для вас главное - это внешний вид и красота, броскость, то выбирайте украшение по внешнему виду и носите его с радостью!

Добро пожаловать в отдел!
Добро пожаловать в отдел!
Подписывайтесь на канал "Мир Самоцветов", а уж я постараюсь, чтобы не было скучно!

PS. Ещё один мой канал, где я делюсь собственными хобби и увлечениями: Fon-Kraft - ибо не деньгами едиными живём.

ПыСы. Я не попрошайка )) Но тут так принято!