Константин Шипилов – центрфорвард, таран и бессменный капитан послевоенного «Динамо». Каждый его выход и уход с футбольного поля сопровождал гром оваций трибун, а из радиоузла стадиона от матча к матчу частенько слышалось: «Внимание, гол в ворота соперника забил Константин Шипилов. Почти все брянские мальчишки конца сороковых - начала пятидесятых на футбольных пустырях и в оврагах играли в Шипилова, имея при себе непременный шипиловский атрибут: клетчатую кепку. И как могли, старались ему подрожать. Ведя мяч, немного сутулились, и надевали на левую ногу красный наколенник, такой – же, как у Шипилова. Наверное, в те минуты каждый из подрожавших видел себя в синей футболке с белой поперечной полосой на груди, да еще с капитанским нарукавником и непременно при переполненном стадионе «Динамо».
Сегодня, к сожалению, личность Константина Ивановича незаслуженно забыта. Очень хочется восполнить этот пробел и рассказать (не побоюсь такого слова) о выдающемся в истории брянского «Динамо» футболисте. Тем более что повод для сего имеется просто замечательный: в следующем 2021-м году брянское «Динамо» отметит 90 - летний юбилей, и как не поведать сегодняшнему молодому поколению динамовских поклонников о тех, кто стоял у истоков послевоенного «Динамо».
Наверное, если бы не война, жизнь целого поколения страны Советов родившегося на рубеже в 20-ых годов прошлого столетия могла сложиться иначе. К концу тридцатых, многие из них получали образование и начинали трудовую деятельность и военную службу, почти все имели самые дерзкие и далеко идущие планы на жизнь, но все оборвалось в одночасье. Последним мирным днем для СССР стала суббота 21 июня, а уже через день, началась суровая и жестокая война, которую вскоре нарекут Великой Отечественной. В полдень, 22-го по радио прозвучала знаменитая речь Вячеслава Молотова. Он сообщил о вероломном нападении фашистской Германии и объявил о начале отечественной войны против агрессора. Именно тогда прозвучали слова – «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». С этого самого момента и начнутся для всех нас суровые военные будни…
Для уроженца столицы нашей Родины Кости Шипилова, которому в июне 41-го еще и не стукнуло 22-х все шло, как и у всех. Он родился в Москве в 1919 году, закончил 9 классов и ФЗУ. Уже тогда Шипилов активно занимался футболом, лыжами, русским хоккеем. В 1939 году был призван в РККА, проходил подготовку в спортроте, где отбирали бойцов для лыжных батальонов, но в боевых действиях на финской войне не участвовал. Вскоре прогремела Великая Отечественная…
Костя Шипилов воевал на Северо-Западном, Волховском, Сталинградском, Южном, Украинском, Прибалтийском и Белорусском фронтах. Участвовал в параде на Красной площади в осаждённой Москве 8 ноября 1941-го, был заместителем командира и командиром артиллерии полка, служил в пехоте и разведке, взял с десяток языков, стал героем-малоземельцем, освобождал Восточную Пруссию.
В 1942-м, за личное мужество и героизм в бою у деревни Веретье, что под Волховом, он получил свою первую боевую награду - орден Красной Звезды. Батальон под командованием Шипилова пошёл в штыковую на противника, а сам Константин Иванович в этом бою уничтожил штыком и прикладом 4-х автоматчиков и одного офицера. Передовая группировка врага была сломлена. Затем, когда был расстрелян последний патрон, гранатами взорвал около 20 фашистов. Батальон под командованием Шипилова отбил у немцев территорию колхоза «Красный большевик», уничтожив до 60 гитлеровцев и взяв шесть языков. Из минометных точек батальона удалось уничтожить 10 орудий, 2 склада с боеприпасами и свыше 50 человек личного состава противника.
Летом 43-го, в боях под населенным пунктом Степановка Куйбышевского района Сталинской области (сегодня это территория современного Донбасса) руководимая им батарея 120-миллиметровых минометов уничтожила более сотни фашистов. Во время боев с 1 июля по 8 августа 1943 года при непосредственном участии руководимых им расчетов уничтожено 20 огневых точек противника, две минометные батареи, подбито шесть танков, три орудия и уничтожено до 150 немецких солдат и офицеров. В тяжёлых боях Шипилов вывел из-под огня материальную часть батареи 76 мм орудий и 120 мм миномётов и был тяжело ранен. За совершенный боевой подвиг удостоился награды Орден «Отечественной войны 2-й степени». Кстати, в марте 1945-го он стал его полным кавалером.
27 апреля 1945-го приказом по войскам 43-й армии третьего Белорусского фронта за образцовое выполнение боевых задач Шипилов был награждён орденом Александра Невского. Вот выписка из представления на награду от штаба 71-го гвардейского полка: «В боях с немецкими захватчиками 8 и 9.4.45 г. за железную дорогу станции Пресель и Ласкен под г. Кенигсберг противник крупной силой пехоты при поддержке 2-х танков контратаковал боевые порядки нашего полка. Тов. Шипилов, командуя артиллерией полка, сумел правильно организовать и сосредоточить нашу артиллерию для отражения вражеской контратаки, в результате чего атака противника была отбита, и наша пехота пошла в наступление. Товарищ Шипилов сумел правильно организовать ведение огня нашей артиллерии по основным точкам противника, мешавшим продвижению нашей пехоты. В этом бою огнем артиллерии было уничтожено 8 огневых точек противника, 2 ДОТа противника, что способствовало успешному продвижению нашей пехоте и занятию железнодорожной станции Прегель. В результате боя нашим полком было захвачено 12 паровозов, 300 вагонов, 2 склада с боеприпасами, свыше 100 автомашин, 84 ручных пулемета и 50 станковых пулеметов и большое количество другого военного имущества. Захвачено 400 немецких солдат и офицеров в плен. Достоин правительственной награды ордена «Александра Невского».
А 2 июня 1945 года начальник артилерии 71-го гвардейского стрелкового полка 24-й гвардейской стрелковой Евпаторийской Краснознамённой дивизии гвардии капитан Константин Шипилов за успешные боевые действия в Восточной Пруссии, в боях за косу Фриш-Гаф получил орден «Красного Знамени».
Тогда, в конце апреля, Шипилов лично руководил высадкой артиллерии, поддерживавшей десант на Фриш-Гаф. Успешно заняв огневые позиции и отбивая в течение четырех часов непрерывные контратаки зажатого с севера и десантом с юга противника, в тяжелейший момент, когда тот ворвался на огневые позиции, капитан Шипилов поднял своих артиллеристов и находящихся в этом районе пехотинцев в атаку. В рукопашном бою фашисты понесли огромные потери (свыше 400 человек) и были отброшены на километр от огневых позиций. Более 150 солдат и офицеров попали в плен, было обеспечено блестящее выполнение поставленной десанту задачи.
За годы войны Константин Шипилов был дважды ранен и один раз контужен. Победу встретил в Кенигсберге. После окончания войны в составе дивизии был откомандирован в Брянскую область, где и демобилизовался.
Когда в победном 1945-м Шипилов по приглашению своего бывшего однополчанина приехал на постоянное место жительства в послевоенный Брянск, на его кителе гордо красовалось множество боевых наград. Костя-капитан – так звали его послевоенные болельщики «Динамо». В этом прозвище был двойной смысл, ведь Константин Шипилов, неизменный капитан послевоенного футбольного и хоккейного «Динамо», и с войны пришёл в звании капитана Советской армии.
О преданности Шипилова футболу в Брянске ходили легенды. Он был мастером обводки, мастером подачи угловых, мастером исполнения штрафных, свободных, одиннадцатиметровых ударов, обладал мощнейшим ударом с левой ноги, на которую всегда надевал красный наколенник. Эта его привычка послужила основой для множества баек, которые взахлёб рассказывали послевоенные брянские мальчишки (а иной раз и взрослые): якобы своим сильнейшим ударом дядя Костя (так называла его ребятня) ломал штанги ворот, убивал насмерть вратарей, во избежание чего судьи не допускали его к играм без этого предупредительного наколенника. Были и другие версии. Согласно одной из них, кумир болельщиков до войны служил в охране самого Сталина, играл за сборную Союза и своей левой забивал голы туркам и англичанам…
Бегал Константин Шипилов не очень быстро, немного сутулясь - и тем не менее раз за разом прорывал защиту противника. Его необычайной работоспособности на тренировках и сегодня могли бы позавидовать многие признанные мастера нашего футбола. Например, оттачивая исполнение угловых ударов, Шипилов клал на угол штрафной свою знаменитую на весь Брянск клетчатую кепку-букле и раз за разом закручивал мяч так, чтобы он ложился точно на головной убор. Если за полчаса или за час это удавалось ему десять раз, тренировка заканчивалась, если нет - продолжалась до поздних сумерек. И так почти каждый день. Такая работа над корнерами сделала его настоящим виртуозом в этом деле. Задолго до Валерия Лобановского он мастерски, очень неудобно для вратарей, закручивал мячи и забивал прямо с угловых. Само собой, болельщики от таких голов приходили в восторг.
В начале 60-ых годов, когда динамовцы только начинали свою профессиональную жизнь, Константин Иванович трудился в родном клубе администратором команды, выполняя любую порученную ему работу. Более 15-ти лет Шипилов отработал инструктором по спорту в отделе мест заключения УВД Брянской области, а, выйдя на пенсию, трудился лаборантом кафедры физвоспитания в кооперативном техникуме.
По жизни Константин Иванович был прямым и честным, никогда не шел ни на какие компромиссы. Возможно, поэтому он и не сделал большой карьеры, хотя с его жизненным опытом, несомненно, мог бы. А вот уважали его всегда. Правда, одну слабость Шипилов имел: по большим праздникам мог, как говорится, принять лишку. Однако это ему, как и сотням тысяч других фронтовиков, прошедших ту страшную войну, никто в укор не ставил.
В конце 80-ых Константин Шипилов ушел от нас. Попрощаться с ним пришел, наверное, весь Брянск.
Подготовил Константин Ушаков.
Фото из семейного архива В. К. Шипилова.