Простой ответ состоит в том, что эти списки собраны фанатами рок-музыки. Если среди рок-гитаристов вам кажется высшим уровнем техники и теоретических знаний уровень Хендрикса или Клэптона, ваши запросы на самом деле не так уж высоки.
Я люблю Хендрикса и преклоняюсь перед его музыкой, но он сам хорошо осознавал свои ограничения. Говорят, что перед смертью он планировал получить музыкальное образование. Известно, что он хотел сыграть с Майлзом Дэвисом, и это его бы многому научило.
Что касается техники, то Хендрикс обладал достаточной техникой, чтобы играть то, что хотел, и он оказал влияние на инструмент, сравнимое только с Чарли Кристианом. Оба они резко подняли планку того, что можно было бы сделать на таком инструменте, как электрогитара. Хендрикс не мог играть, как Сеговия, но и не хотел этого. И наконец, до появления Хендрикса никто не играл так, как Хендрикс.
Конечно, есть рок-гитаристы, которые могут играть на классической гитаре. Но также правда, что классическая и джазовая гитара требуют бо́льших технических навыков и больших знаний, которых обычно не хватает рок-гитаристам. Но некоторые рок-гитаристы обладают устрашающим уровнем как техники, так и знаний, например, Роберт Фрипп. Фрипп может играть джаз, но просто не хочет: послушайте его безупречное соло в стиле Барни Кессела в песне Питера Гэбриела «Excuse Me» на первом сольном альбоме Габриела.
Более того, рок-гитара требует другого набора навыков и другого отношения, нежели классическая или джазовая гитара. Ларри Корьелл, по большинству стандартов — более образованный и технически способный (читай: более быстрый) игрок, чем Джими Хендрикс.
Роберт Вятт (английский музыкант) однажды рассказал историю о том, как Корьелл попытался победить Хендрикса в «соревновании». Он вышел на сцену и сыграл свою фирменную метель из нот, которую все нашли очень впечатляющей. Затем на сцену вышел Хендрикс, и его самой первой нотой стал один из его легендарных длинных, драматических, полных обратной связи «воплей». Он был настолько хорош, что (по общему согласию) выбил Корьелла со сцены. Корьелл думал, что всё, что ему нужно сделать, чтобы сыграть рок, — это дать максимальное усиление и высокие частоты. Он был не прав.
Есть также факт, что джазовая гитара имеет тенденцию быть чем-то вроде гетто. Я думаю, что поклонники джазовой гитары с большей вероятностью, чем другие поклонники джаза, будут слушать в основном гитару. Это является одной из причин, по которой джазовая гитара застопорилась в 50-х и 60-х годах, в то время как ведущую роль играли духовые и пианисты.
Это не значит, что некоторые джазовые гитаристы не были великими музыкантами. Джонни Смит был блестяще способным гитаристом, который также занимался сессионной работой. История гласит, что однажды ему пришлось незамедлительно заменить другого гитариста для сессионной записи «Серенады» Арнольда Шёнберга . Чтение с листа музыки Шёнберга утром после ночной игры в клубе должно считаться кульминацией гитарной музыки...
Я действительно думаю, что Клэптона переоценивают как музыканта, и я говорю это как бывший его фанат. Я считаю, что большая часть музыки, которую он написал за свою жизнь, чрезвычайно скучна. Я подозреваю, что за него так дружно «проголосовали» отчасти по сентиментальным причинам.
Подводя итог: большинство списков великих гитаристов составлено фанатами рока, которые не слушают слишком много другой музыки, кроме самого рока. Сеговия — гораздо лучший музыкант, чем Клэптон, а Джонни Смит был более технически безупречным гитаристом, чем Хендрикс. Но их слушает меньше людей.
Но давайте посмотрим правде в глаза и с другой стороны: Джонни Смит, несмотря на все его навыки и музыкальность, никогда не сделал столь же креативной, оригинальной и трогательной записи, как дебютный альбом Хендрикса.
По материалам публикации (англ.).