Найти в Дзене

Царь-проекты: 14, самолёт Пе-8

Второе, что вижу возможным предложить читателю здесь, то есть кому угодно, это главы из моей книги "Царь-проекты", доступной к чтению и скачиванию в виде pdf файла тут.

Царь-проектом называю проект, имеющий большинство из следующих признаков:

1) обычно технический, зачастую до сих пор поражающий параметрами; 2) кратно большими современных ему аналогов; 3) до какой-то степени реализованный на практике, вместо как чисто умозрительный; 4) реализованный по распоряжению самого высокого руководства; 5) принесший, между тем, практические результаты близкие к нулю или нулевые; 6) и бывший способным принести только такие.

На мой взгляд, отношение к Царь-проектам это один из водоразделов между достаточно взрослым психологически человеком, находящимся по сторону разума, и находящимся по сторону эмоций подростком психологически. Основные области моих интересов находятся за пределами возможностей второго.

Предыдущая часть.

Самолёт Пе-8

Год создания 1936й

Длина 24 м

Вес 35 т

Полезная нагрузка 5 т, 1/7

Тяга двигателей 4х1350 л.с. , ~5.4 т

Скорость 400 км/ч

Дальность 3600 км

Рис. 14. Самолёт Пе-8.
Рис. 14. Самолёт Пе-8.

Стратегический бомбардировщик, с хорошими для такой машины того времени характеристиками. Размеры и боевую нагрузку имел сравнимые с предыдущим, но скорость выше в два раза и потолок, максимальную высоту полёта, в три.

Создан в рамках доктрины быстрой войны на чужой территории, по которой производил бы бомбардировку тылов с потолка, до которого современные ему истребители затруднились бы добраться, а тем более добраться своевременно, вести на таких высотах манёвренный бой, и просто преследовать сравнимый с ними по скорости бомбардировщик.

Производство серийных образцов затянулось в силу его относительной сложности, соответствовавшей сложности поставленных задач. С приближением настоящей войны ошибочность доктрины, преуменьшавшей технический потенциал противника, становилась всё более и более очевидной, так что форсирование его производства отсутствовало, и к её началу в войска поступило только 25 машин.

Около половины из них погибли в вероломном ударе фашистов, оставшаяся часть приняла участие в ответных вылетах на Берлин, имевших, с учётом суммарной нагрузки и частоты вылетов, скорее пропагандистское значение, чем военное.

Ещё половина машин погибла в них, после чего немцы начали атаковать аэродромы их вылета ближней авиацией, и оставшиеся самолёты отвели в тыл.

Всего до конца войны построили 93 таких бомбардировщика, которые использовались только в особых операциях по прямому распоряжению Вождя. Для сравнения, обычных бомбардировщиков того же конструктора было за войну построено 11247. В сто двадцать раз больше, и по самым скромным прикидкам соотношение сброшенного ими тоннажа больше приблизительно в такое же количество раз минимум.

Машина, дорогая и сложная, из-за двигателей пятилетней давности летала в полтора раза медленней истребителей противника.

Попытка использовать её днём в силу хорошей защищённости допускалась, но вылет приводил к многочисленным их атакам, и повреждениям таким, что самолёты приходилось списывать. Ночные же бомбардировки наносили меньший урон.

Использование грунтовых аэродромов исключала слишком большая нагрузка на слишком маленькие колёса, а ко второй половине войны — когда конструктор уже погиб в авиакатастрофе — в наличии оставались только такие аэродромы. Плюс до тылов противника начали дотягиваться и обычные самолёты.

К завершению военных действий и появлению более мощных двигателей сам бомбардировщик морально устарел в целом, и его заменили другим.

Оставшиеся экземпляры в основном перевели в грузовую полярную авиацию, где, рассчитанные под высотный холод, дальние полёты, и на момент создания оснащённые по последнему слову техники, они отлично служили до полного износа.

Следующая часть.