Второе, что вижу возможным предложить читателю здесь, то есть кому угодно, это главы из моей книги "Царь-проекты", доступной к чтению и скачиванию в виде pdf файла тут.
Царь-проектом называю проект, имеющий большинство из следующих признаков:
1) обычно технический, зачастую до сих пор поражающий параметрами; 2) кратно большими современных ему аналогов; 3) до какой-то степени реализованный на практике, вместо как чисто умозрительный; 4) реализованный по распоряжению самого высокого руководства; 5) принесший, между тем, практические результаты близкие к нулю или нулевые; 6) и бывший способным принести только такие.
На мой взгляд, отношение к Царь-проектам это один из водоразделов между достаточно взрослым психологически человеком, находящимся по сторону разума, и находящимся по сторону эмоций подростком психологически. Основные области моих интересов находятся за пределами возможностей второго.
Самолёт Пе-8
Год создания 1936й
Длина 24 м
Вес 35 т
Полезная нагрузка 5 т, 1/7
Тяга двигателей 4х1350 л.с. , ~5.4 т
Скорость 400 км/ч
Дальность 3600 км
Стратегический бомбардировщик, с хорошими для такой машины того времени характеристиками. Размеры и боевую нагрузку имел сравнимые с предыдущим, но скорость выше в два раза и потолок, максимальную высоту полёта, в три.
Создан в рамках доктрины быстрой войны на чужой территории, по которой производил бы бомбардировку тылов с потолка, до которого современные ему истребители затруднились бы добраться, а тем более добраться своевременно, вести на таких высотах манёвренный бой, и просто преследовать сравнимый с ними по скорости бомбардировщик.
Производство серийных образцов затянулось в силу его относительной сложности, соответствовавшей сложности поставленных задач. С приближением настоящей войны ошибочность доктрины, преуменьшавшей технический потенциал противника, становилась всё более и более очевидной, так что форсирование его производства отсутствовало, и к её началу в войска поступило только 25 машин.
Около половины из них погибли в вероломном ударе фашистов, оставшаяся часть приняла участие в ответных вылетах на Берлин, имевших, с учётом суммарной нагрузки и частоты вылетов, скорее пропагандистское значение, чем военное.
Ещё половина машин погибла в них, после чего немцы начали атаковать аэродромы их вылета ближней авиацией, и оставшиеся самолёты отвели в тыл.
Всего до конца войны построили 93 таких бомбардировщика, которые использовались только в особых операциях по прямому распоряжению Вождя. Для сравнения, обычных бомбардировщиков того же конструктора было за войну построено 11247. В сто двадцать раз больше, и по самым скромным прикидкам соотношение сброшенного ими тоннажа больше приблизительно в такое же количество раз минимум.
Машина, дорогая и сложная, из-за двигателей пятилетней давности летала в полтора раза медленней истребителей противника.
Попытка использовать её днём в силу хорошей защищённости допускалась, но вылет приводил к многочисленным их атакам, и повреждениям таким, что самолёты приходилось списывать. Ночные же бомбардировки наносили меньший урон.
Использование грунтовых аэродромов исключала слишком большая нагрузка на слишком маленькие колёса, а ко второй половине войны — когда конструктор уже погиб в авиакатастрофе — в наличии оставались только такие аэродромы. Плюс до тылов противника начали дотягиваться и обычные самолёты.
К завершению военных действий и появлению более мощных двигателей сам бомбардировщик морально устарел в целом, и его заменили другим.
Оставшиеся экземпляры в основном перевели в грузовую полярную авиацию, где, рассчитанные под высотный холод, дальние полёты, и на момент создания оснащённые по последнему слову техники, они отлично служили до полного износа.