Штурм Перекопа в сентябре 1941-го — одна из малоизвестных страниц войны, чем и удобна для её переиначивания. И самым частым примером становится аргумент, что в Крыму в сентябре 1941-го года Красная Армия имела высокую плотность войск, куда больше, чем в Приграничном сражении, а Перекопский перешеек советские войска обороняли даже большими силами, чем его штурмовали немцы - из чего делается вывод, что поражение Красной Армии в Приграничном сражении не связано с низкой плотностью войск на границе.
Вступление к данной статье у меня незаметно переросло в статью отдельную:
Однако, основной момент стоит повторить, действующие войска Красной Армии, по итогам лета 1941-го года, понесли потери более чем в 80% от своего списочного состава. Одесский военный округ, став Южным фронтом, не был «тихой гаванью», которую война обошла стороной и его соединения активно участвовали в боевых действиях, в том числе и те, что дислоцировались в Крыму. «Крымские» соединения перебрасывались на активные участки фронта.
51-я Армия РККА.
К сентябрю 1941-го года, войска в Крыму состояли из дивизий предвоенного формирования, из свежесформированных по сокращённым штатам и «крымских» дивизий.
Всего в составе 51-й Армии было:
- 7 стрелковых дивизий, 1 моторизованная дивизия, 3 кавалерийских и отдельный мототанкетный полк.
Обе «старые», 106-я и 156-я стрелковые дивизии, изначально были в составе 9-го отдельного стрелкового корпуса, на основе которого и создавалась защищавшая Крым 51-я армия.
«Новые», 271-я и 276-я, сформированы в июле.
«Крымские» дивизии: 1-я Крымская СД, 2-я Крымская СД, 3-я Крымская моторизованная дивизия* и 4-я Крымская СД. Эти три стрелковых и одна моторизованная дивизии формировались в Крыму в конце августа 1941-го года.
- по мере формирования, "крымские" дивизии получат обычные номера, а 3-я Крымская моторизованная станет 172-й стрелковой, остальные 184-й, 320-й и 321-й стрелковыми дивизиями
Кавалерия 51-й армии также состояла из трёх кавдивизий (40-я КД, 42-я КД и 48-я КД) сформированных после начала войны в июне-июле 1941-го года.
Если ориентироваться не на количество соединений, а на их боевые возможности, то направление с которого 51-я Армия ожидала ударов будет достаточно очевидно.
156-я стрелковая дивизия получила задачу защищать Перекоп, 106-я стрелковая дивизия побережье мелководного Сиваша, через который можно было переправиться даже на понтонах, 276-я СД защищала Чонгарский полуостров, сухопутный путь на который дополнительно делило надвое озеро Соколовское (современное название), оставляя перешеек менее 500 метров шириной:
- командование 51-й Армии делало ставку на то, что полуостров Чонгар с Крымом соединяет совсем уж тонкий перешеек и даже с потерей Чонгара, противник не получит доступа в Крым
271-я «новая» СД должна была стать резервом «старых» дивизий 9-го СК.
Все кавалерийские, 3-я крымская моторизованная дивизия и отдельный мототанкетный полк 51-й Армии, вместе, составляли маневренный резерв армии и должны были прийти на помощь защитникам в любой части полуострова.
Резерв состоял из двух групп: 42-я КД и мототанкетный полк (позже будет сформирован ещё и отдельный танковый полк из полученных с рембаз Т-37, нескольких Т-26 и 10 танков Т-34) вместе с 271-й СД ориентировались на Перекоп и Сиваш, 40-я КД и 48-я КД на Чонгар.
И только "крымские" стрелковые дивизии, ещё продолжавшие формироваться, получали задачу обороны черноморского побережья Крыма от возможных десантов.
Очевидной проблемой сил Красной Армии в Крыму было то, что в распоряжении 51-й Армии были всего две надёжные в плане оснащения и подготовки личного состава дивизии. И, если мы посмотрим на "карту Лямина", то увидим, что 276-я СД потеряла позиции в узкой части перешейка, а произошло это ещё 15-го сентября, из-за внезапной, для дивизии, атаки частей, вероятно, разведки 11-й Армии Вермахта, в том числе, "Лейбштандарта". 156-я СД, двумя днями ранее, такую атаку, также с участием эсесовцев, отразила, не прерывая строительства оборонительных сооружений.
Хотя Черноморский флот и предоставил для укрепления Перекопа свои орудия, но это лишь компенсировало отсутствие собственных артиллерийских средств у 51-й Армии, а управление огнём морских орудий также ложилось на плечи артиллеристов 156-й СД.
Укрепления на Перекопском перешейке.
Если относительно узкие перешейки давали серьёзное преимущество, за счёт сокращения фронта обороны дивизии, то вот сама местность в районе Перекопа обороне способствовала мало: открытая ровная степь требовала проведения основательной работы, прежде чем позиции 156-й СД превратились бы в крепкую линию обороны.
- upd. исправляя предыдущее ошибочное описание Турецкого вала/Татарского рва, нужно отметить, что ров, который видно и сегодня на спутниковых снимках, всё же, пересекает перешеек с запада на восток, как это и описано в мемуарах Манштейна
156-я стрелковая выкопала ещё и свой "Татарский ров", дважды, перекрыв перешеек на всю ширину противотанковыми рвами, а сами рвы подкрепив противотанковыми стальными надолбами, бетонными ДОТами и минными полями, впрочем, и Турецким валом не побрезговали:
Противотанковые надолбы, вместо привычных на вид бетонных, были стальными:
Помимо бетонных сооружений, полевая фортификация подкреплялась сооружениями с использованием стальных бронелистов и корабельных башен (без орудий и оснований), видимо, с кораблестроительных предприятий в Крыму.
156-я СД укреплялась серьёзно и со знанием дела. Историк Алексей Исаев цитирует отчёты 46-й пехотной дивизии Вермахта:
Между отдельными заградительными линиями находились масштабные, умело оборудованные системы полевых укреплений с пулеметными гнездами и артиллерийскими НП, заглубленными позициями орудий и ПТО, укрытиями для лошадей и техники. Все это было прекрасно замаскировано. Точно так же прекрасно замаскированы и укрыты на местности были укрепления из листовой стали с тяжелыми и легкими пулеметами
Исаев, Глухарёв, Романько, Хазанов "Битва за Крым"
Система укреплений дивизии простиралась не только на всю ширину перешейка, но на значительную глубину, начинаясь от окрестностей посёлка Красный Чабан (совр Преображенка, см карту выше) и заканчиваясь..., по сути, сейчас невозможно точно определить, где заканчивалась система укреплений перед началом штурма 24-го сентября 1941-го года, поскольку новые укрепления строились и во время боевых действий, но немцев встречали серьёзные укрепления на глубину, считая от первых минных полей, до 10 километров вдоль перешейка.
Работы по укреплению перешейка были приоритетом для всей 51-й Армии, активно задействовались и местные жители.
Война приходит в Крым.
Приоритетной целью для Вермахта, Крым становится в конце июля 1941-го года, когда советские бомбардировщики наносят результативные удары по румынским нефтепромыслам в районе Плоешти.
В качестве реакции на советские воздушные рейды, 23 июля 1941 было выпущено дополнение к директиве №33 фюрера, в котором Главное командование вермахта (ОКВ) особо оговаривало, что "захват Украины, Крыма и территории Российской Федерации* до реки Дон" является теперь "приоритетной задачей". 12 августа 1941 ОКВ уточнила заданную цель для группы армий Юг, указывая, что "захват Крыма, который является вражеской авиабазой, представляющей особую опасность для нефтяных месторождений Румынии" и что Крым будет использоваться как трамплин для "прыжка" на Кавказ через Керченский пролив.
Роберт Форжик "СЕВАСТОПОЛЬ 1942. Триумф фон Манштейна"
- имеется ввиду РСФСР
Ставится эта задача перед 11-й Армией Вермахта, которой с 17-го сентября командует Манштейн*.
- в контексте статьи, личность Манштейна важна, поскольку многие из ныне распространённых заблуждений о штурме Перекопа запустил именно он в своих мемуарах
- 11-й Армии также ставилась задача преследования отступающих частей Красной Армии, но Манштейн отдал приоритет штурму полуострова
На узком фронте Перекопского перешейка должны были наступать две дивизии 54-го армейского (пехотного) корпуса: 46-я пехотная и 73-я пехотная дивизии. Поддержать их должна была артиллерия всей 11-й Армии*, поскольку иных "активных" задач у неё не было, также Манштейн не стеснялся привлекать и артиллерию румынской 3-й Армии, временно ему подчинённой.
Помимо артиллерии буксируемой, в распоряжении командира 54-го пехотного корпуса Вермахта были и немногочисленные штурмовые самоходки 190-го дивизиона "штугов"/"штурмгешютце" (18 машин).
Дивизионы самоходок были также в составе моторизованной бригады СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер*", но их не задействовали, а с 29-го сентября Лейбштандарт был передан 1-й танковой армии.
- от этой дивизии были задействованы сапёры, присоединившиеся к пехотным дивизиям штурмовавшим перешеек
Перечислять силы противника к началу штурма, увы, не имеет смысла. Состав 11-й Армии будет неоднократно меняться, а главная цель, напротив.
От Перекопского перешейка к Ишуньскому.
Несмотря на популярность рассуждений о соотношениях сил, в данном случае, соотношений, как таковых, не было. На узком фронте Перекопского перешейка ни одна из сторон не могла ввести в бой все свои силы. За весь период штурма Перекопского перешейка к 156-й СД присоединился (26.09.1941) лишь один полк 106-й стрелковой дивизии.
Единственным явным преимуществом одной из сторон была артиллерия.
Но, помимо мощи огня артиллерии, ход боёв решало умение пехоты наступать/оборонятся, штурмовать/защищать укрепления и применять артиллерию. К сожалению, умения эти преобладали не у советской пехоты.
Штурм Перекопа начался 24-го сентября и продолжался до 29-го сентября. Критическим моментом стал прорыв укреплений Турецкого вала и продолжавшего его противотанкового рва - 27-28-го сентября, когда укреплённые позиции 156-й СД были прорваны, а контратака с участием стрелковых дивизий резерва и танков провалилась. Разгрома 156-й стрелковой дивизии не произошло, она отступила на позиции уже на Ишуньском (Юшуньском) перешейке:
Противник отвлёкся на активные действия Южного фронта, 29-го сентября начавшего наступление на фронте 11-й Армии.
С учётом понесённых потерь у двух самых боеспособных дивизий советской 51-й Армии и её и так малочисленных танков, теперь соотношение сил и впрямь стало невыгодным, с учётом узких фронтов на перешейках. Потому что такие условия были крайне требовательны к подготовке личного состава.
По ту сторону фронта, потери также оказались тяжёлыми. За Перекоп две дивизии Вермахта заплатили 2,6 тысяч жизней*, не говоря о больных и раненых.
- Роберт Форжик "Севастополь-1942. Триумф Манштйна"
Хотя 54-й корпус и не участвовал в отражении удара Южного фронта, пауза в наступлении затянулась до 18-го октября. 11-я Армия лишилась некоторых соединений, но взамен получила полную "свободу рук" в Крыму, штурм которого стал её единственной целью.
С потерей Перекопа, защитникам полуострова требовалось оборонять несколько перешейков, точнее, сухопутных путей между озёрами, самым широким из которых и был, собственно, Ишуньский:
Именно на этом широком участке уже на второй день наступления и произошёл прорыв. Главный удар наносили, вновь, 73-я и 46-я пехотные дивизии, а защищала Ишуньский перешеек 156-я СД, на второстепенном направлении столкнулись немецкая 22-я пехотная и советская 106-я стрелковая дивизии, в резерве у обороняющихся были 157-я СД, 172-я СД и кавалерийские дивизии.
С 21-го октября, пользуясь расширившимся фронтом наступления, в бой вступают новые участники с немецкой стороны: 72-я и 50-я пехотные дивизии, затем и 170-я ПД. Продвижение, как и в прошлый раз, было тяжёлым и медленным - Красная Армия не теряла времени между наступлениями и укреплялась на местности, но соотношение сил теперь имело значение и 22-24-го октября атакующие достигают реки Чатарлык и переправляются, создавая большой плацдарм на другом берегу.
Опоздавшая армия.
Если вы обратили внимание на ранее не упоминавшуюся 157-ю стрелковую дивизию, то это дивизия оборонявшей Одессу Приморской Армии. Переброска армии в Крым началась с первых чисел октября и завершилась 16.10.1941-го года. 50-я пехотная дивизия Вермахта, также участвовавшая в боях за Одессу, обогнала своих прежних оппонентов по суше и уже вступила в бой (см выше), когда 24-го октября Приморская Армия начала контрнаступление на немецкий плацдарм на южном берегу реки Чатарлык.
Своей цели контрудар не достиг, противник сохранил плацдарм и 28-го октября начал с него наступление.
Вмешайся Приморская Армия раньше и, возможно, бои за Ишуньский перешеек удалось бы выиграть или надолго затянуть их оборону, но, помимо неуместности сослагательного наклонения, Приморская Армия в Крыму означала падение Одессы и высвобождение дивизий её штурмовавших, которые вновь успели бы на полуостров первыми.
С выходом на полуостров, на относительно открытую местность, против ослабленных и разъединённых при прорыве с Чатарлыкского плацдарма соединений Красной Армии, события вернулись в привычное для немцев русло с активными действиями, обходами и окружениями. Были созданы две боевые группы из мотопехоты, бронеавтомобилей, самоходок и артиллерии на мехтяге, вместе образовавшие так называемую "бригаду Циглера", которая стала ударной и подвижной силой 11-й Армии в Крыму.
Вероятно, именно на этот период времени приходятся наиболее тяжёлые потери Красной Армии.
Защитники полуострова, отступая от перешейков, образовали две большие группы:
- 51-я Армия приняла под своё командование отступающие на восток дивизии - будущий Керченский оборонительный район
- Приморская Армия - отступающие на юг соединения - будущий Севастопольский оборонительный район
Итоги.
Сложность оборонительных боёв, которая редко осознаётся, состоит в том, что оборона часто требует контрударов для восстановления утраченных позиций. Любое вклинение в оборонительные порядки может привести к их развалу, ведь противник получает возможность бить во фланг обороняющимся, просматривать их позиции на большую глубину, и просто игнорировать его не получится. Успешный прорыв обороны грозит окружением, если его не парировать или не отступить.
Оборона не случайно выстраивается в глубину, создавая запас прочности и резерв для контрнаступлений.
И такая война гораздо сложнее, чем "сиди в окопе, да стреляй по бегущим".
Во Вторую Мировую точность огня артиллерии уже была достаточна для уверенного поражения отдельных целей, появилась надёжная радиосвязь и передовые артиллерийские наблюдатели, а, значит, исчезла надежда на простую полевую фортификацию как верное средство против наступления.
Впрочем, Перекоп брали и с гораздо более простыми средствами, ещё в ходе Гражданской войны в 1920-м году.
Штурм Перекопа интересен и тем, что лоб в лоб столкнулись полнокровные дивизии Красной Армии и Вермахта. При всей неравнозначности условий, Красная Армия проиграла, но далеко не с тем разгромным счётом, что ей приписывают.
другие статьи на канале:
- Район прикрытия №4 - Брестский в боях первых дней войны.