Лабораторные работы — это мое любимое в школе. За 25 лет я собрала неплохую коллекцию всяких подручных инструментов и материалов для их проведения. И тут грянул дистант.
Ну, понятно, что все работы, связанные с микроскопом, полетели в топку. А обычно мы с седьмыми классами (у них по Пасечнику полгода ботаники) смотрим корневые волоски, устьица, проводящие ткани подсолнечника, срез бузины, семязачатки и даже такую экзотику, как антеридии и архегонии мхов.
Сохранилась у меня большая коллекция всей этой красоты еще годов с семидесятых прошлого века, причем по 15 штук микропрепаратов каждого наименования.
Дальше у нас по плану были инфузории, продольный и поперечный срезы гидры, конечности и ротовые аппараты насекомых. Очень люблю работы по определению родовой принадлежности раковин моллюсков и по выявлению опорного свойства птичьего пера. Это уже, конечно, не с микроскопами, но тоже требует наличия экспонатов.
Для восьмого класса у меня есть коллекция анатомических микропрепаратов, без которых, например, различия в строении тканей — пустые слова. Всем без исключения нравится рассматривать срез костной ткани и «бабочку» серого вещества спинного мозга.
Шишки, позвонки, гербарии, кусочки змеиной кожи, скелетики рыб, лишайники и все такое прочее можно рассматривать только в школе. К сожалению, это все в прошлом. В будущем этого уже не будет — я ухожу.
И вот напоследок — мы же ответственные люди! - стараюсь хоть что-то провести в дистанционном формате. Выбор невелик — только то, что дети могут организовать дома сами.
Итак, лабораторная работа «Строение семян двудольных растений». Однодольные выбрасываем, потому что во-первых, семена пшеницы или ржи дети вряд ли найдут, а во-вторых, рассматривать их срезы все же лучше под микроскопом.
Да и давно ли нам запрещали просить детей хоть что-то принести в школу! Боюсь, что и для домашней деятельности напрягать детей подбором материалов нельзя. Весь все учебные принадлежности, вплоть до карандашей и красок для рисования, теперь должна предоставлять школа!
На предшествующем лабораторной работе уроке сообщаю ученикам, что желающие могут подготовить семена гороха или фасоли: одно сухое и одно замоченное на ночь. Сегодня в начале урока спрашиваю: кто подготовился? Подготовились 2 (два) человека. Все лучше, чем ничего.
Камеры дети не включают. Если включат, у половины сразу все зависает. У кого-то родственники дома и в той же комнате. Или неубрано. В общем, не включают. Поэтому я не вижу, что и как они делают.
В том, чтобы делать работу самой и показывать ее детям, смысла нет. Половина работает со смартфонов. Вглядываться в те семена, что я буду держать в руках, на экране смартфона — портить зрение. На такое я не пойду. Но даже и на экране ноутбука изображение может быть так себе. У меня, например, великолепный казенный HP, быстрый, с глубокой картинкой, если смотреть фильм, но и на нем изображение в видеоконференции, как из могилы. Все размыто и будто в коричневатой пелене.
И вот я рассказываю, что нужно делать, показываю части зародыша на самой большой иллюстрации, какую только можно сделать с рамках слайда. Двое работают и даже иногда подают голос: «о, капелька воды вытекла!» или «у меня зародыш развалился!»
Другую работу делали. Изучение видоизмененных подземных побегов. Попросила желающих подготовить маленькую луковицу и небольшой клубень картофеля. Опять только двое пожелали выполнить работу. И опять не вижу, что они делают. А ведь эти побеги разрезать надо. Дети там режут (наверное), а я с ужасом думаю: что же я делаю, вдруг порежутся, меня же потом родители на кусочки нашинкуют, как эту луковицу!
С восьмыми классами проще. У них есть работы, связанные просто с физическими упражнениями. Например, изучение статической и динамической нагрузки. На нормальном уроке мы используем элегантную гантель весом в два килограмма. Дома дети заготовили бутылки с водой. Как они их там держали — известно только небесам. Но им (детям) понравилось.
Сегодня изучали динамику пульса при вымышленной и реальной физической нагрузке. На том «конце» экрана ученики приседали и отжимались. Насколько интенсивно — опять же, вопрос к небесам. Потому что у одного ученика пульс больше всего ускорился не при физической нагрузке, а когда бедный ребенок представил себе, что до конца контрольной работы по геометрии осталось пять минут, а он и половины не решил.
Вот так вот. Фантазия — наше все.
Если среди читателей есть учителя биологии, физики и химии, поделитесь, а как вы выкручиваетесь из ситуации, когда провести лабораторную работу очень хочется, но условия не позволяют?
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.