Гаубица Д-30 появилась в Туле у трамвайного депо на улице Металлургов 01 декабря 2020 года.
Орудие установлено в память об участниках обороны города Тулы в 1941 году.
В этом месте уже много лет был организован мемориал из трёх маленьких "противотанковых" ежей, рядом с которым находится стела с именами погибших на войне работников тульского электротранспорта.
Табличка на орудии вызывает удивление.
Первая неточность - это не Д-30А, что мы увидим позже.
Вторая - оборона Тулы длилась 43 дня с 20 октября по 5 декабря 1941 года, когда бои велись на подступах к городу с запада, юга, востока и (короткое время) с севера.
Затем, с 6 декабря по 16 декабря, проходила Тульская наступательная операция, в ходе которой немецкие войска были отброшены на 25-30 километров на юг от города и почти на 100 километров в западном направлении.
Поэтому, совершенно непонятно зачем было сюда шлёпать штамп 1941-1945, если оборона была только в 1941 году.
Справка о Д-30 из wiki:
122-мм гаубица Д-30 (Индекс ГРАУ — 2А18) — советская буксируемая 122-мм гаубица, принятая на вооружение ВС Союза ССР 12 мая 1960 года.
Гаубица Д-30 появилась как замена дивизионной 122 мм гаубице М-30, разработанной ОКБ Мотовилихинского завода под руководством Фёдора Фёдоровича Петрова в 1938 году.
Практика использования М-30 в годы Великой Отечественной войны выявила как положительные стороны орудия, так и недостатки.
К недостаткам М-30 относились низкая кучность стрельбы и конструкция лафета, не позволявшая вести круговой обстрел.
Как и разработка М-30, проектирование её замены в конце 1950-х годов было доверено Фёдору Петрову, возглавлявшему ОКБ завода № 9.
Первоначальная разработка получила название Д-30 (2А18).
Главным отличием от орудий, состоявших ранее на вооружении Советской армии, стала установка орудия на лафет из трёх станин, которые расставлялись на угол 120°, что повышало устойчивость орудия при круговом обстреле.
Также новшеством стало буксирование орудия вперёд стволом.
Зацеп фаркопа тягача производился за шкворневую балку, прикреплённую к дульному тормозу на шарнире.
При приведении орудия в боевое положение (к открытию огня), корпус орудия приподнимался домкратом с упором на грунт опорной плитой.
Колёса на поворотных осях откидывались вверх.
Следующая модификация Д-30, появившаяся в 1978 году, получила обозначение Д-30А и отличалась жёсткой конструкцией шкворневой балки, являвшейся единым целым с дульным тормозом.
В дульном тормозе вместо 5 пар больших щелей и 1 малой были использованы 2 камеры.
На бронещитке было установлено электрооборудование для удобства транспортировки орудия в колонне (указатели поворота и габаритные огни).
Вернёмся к вопросу, почему это простая Д-30, а не Д-30А.
Во-первых, клеймо на казённой части - 2А18 №В542 1971 год.
Д-30А выпускались с 1978 года и на них наносилось клеймо 2А18М.
На лафете над стволом так же клеймо 2А18 №А445.
Очень странный элемент памятника.
Это двухкамерный дульный тормоз.
На Д-30А также ставится двухкамерный дульный тормоз, что, возможно, привело к ошибке на табличке.
Но на 2А18М он заметно иной формы, плюс в него встроена шкворневая балка для буксировки, следов которой здесь не наблюдается вовсе.
Больше всего этот дульный тормоз напоминает тот, что ставится на самоходную 122-мм гаубицу 2С1 "Гвоздика".
Д-30 и 2С1 близкие родственники в артиллерийской части и, похоже, их ДТ совместимы по креплению.
А ещё у этого орудия один из первых вариантов лафета - с двумя вращающимися рукоятками механического привода опускания плиты центральной опоры.
Более поздние орудия получили механизм с ручным гидроприводом с которым справлялся один человек.
Совсем рядом с этим новым памятником находится музейный трамвай Х, а чуть подальше - макет Бронепоезда №16 и тульский Парк Патриот.
Обо всех этих объектах я уже рассказывал на этом канале.