Найти тему
Ухум Бухеев

Сокровища старого портфеля (историко-приключенческий детектив). Глава 6

Начало романа - по этой Дзен-гиперссылке.

Книга 1, часть1.

Глава 6. Санкт–Петербург, ноябрь, 1907

Савелий проснулся поздно, когда редкое в эту пору холодное петербургское солнце вовсю ломилось в окно. Впервые за много дней он чувствовал спокойствие и умиротворение. Никуда не нужно было бежать, ни от кого не ждать записок. Оставалось только одно важное дело, но его надо делать исключительно вместе с Николашей. Вот-вот он приедет…

Дверь распахнулась и в комнате появился Николай собственной персоной, в дорожном плаще и с саквояжем.

– Как поживает тётушка? – с иронией спросил он, – Не померла ещё?

– Совсем напротив, как говорят благородные девицы, – усмехнулся Савелий, – заходи, я сейчас. Ты, небось, прямо с дороги? Тогда я мигом – оденусь и пойдём, позавтракаем, там и расскажу про нашу дражайшую родственницу… Только уж платишь ты, а то я совсем издержался, ухаживая за старушкой…

* * *

…– И что, ты вот так просто взял и отдал этому типу портфель вместе со всем содержимым? – друзья сидели за столиком в небольшом ресторанчике недалеко от гостиницы.

– А что я должен был делать? Изображать из себя героя и бросаться на револьвер? Конечно, я бы создал нашему другу барону некоторые неудобства, но думаю, что портфель остался бы за ним, а ты оказался с тем же итогом, только ещё получил ко всему могилу лучшего друга, на которую нужно приходить, цветочки класть… Оно тебе надо?

– Ох, и словоблуд же ты, Савка, одно слово – журналист! И что же теперь, всё зря?

– А что, собственно, зря? Ты же мне сам заявлял, мол, тебе никакого профиту не нужно, просто любопытство заело…

– Профиту… Ты хоть узнал толком, что там была за история?

– Кое-что, действительно узнал. Не всё, конечно, но вот послушай. Про тяжбу за фамильный замок с романтичным названием я тебе рассказывал. И про то, как поссорился фон Вальц с фоном Штальке. Скорее всего, они договорились, что Курт фон Вальц напишет завещание на Клауса фон Штальке и оно будет храниться у нотариуса. Клаус же передаст нотариусу на хранение компрометирующие бумаги и принадлежащую ему статуэтку Будды. После смерти Курта Клаус вступит в наследство, а нотариус отдаст сыну Курта эти бумаги и статуэтку, вроде как частичную компенсацию за потерянный замок.

– Ничего себе, компенсация – статуэтка против замка! – воскликнул Николай.

– Ну, во-первых, я же сказал, «частичная», – пожал плечами Савелий, – а во-вторых, когда я копался в библиотеке по поводу этой японской фигурки, натыкался несколько раз на имя германского профессора-востоковеда Отто фон Вальца! То есть, его папаша знал, что сынуля, интересующийся японскими статуэтками будет рад получить эту штучку, и может, забудет при этом о потере замка!

Ну так вот, когда умер Курт фон Вальц, Клаус кинулся разыскивать адвоката, чтоб предъявить завещание, но не нашёл ни его, ни документов. Он подал в суд, однако его попытки сослаться на какие-то свидетельства, не подкреплённые бумагами, вызывали только смех. Разумеется, замок достался Отто фон Вальцу, который, мне кажется, ничего не знал о тёмных делишках отца и деда.

Клаус, очевидно, переехал в Россию, в Ригу, где получил должность, а его сын Генрих впоследствии пошёл служить в Русскую армию, где дослужился до штабс-капитана. Но пока оставим его и проследим за нашим адвокатом. Очевидно, он понимал ценность древней японской статуэтки, поэтому решил скрыться с нею и с наследственными документами в Северо-Американских Штатах, где в то время было легко затеряться. Похоже, что дела его там пошли в гору. Может, он занялся адвокатской практикой, а может, стал скотопромышленником где-нибудь в Аризоне.

Он натурализовался, изменил фамилию на Смит, а сын его стал Джеком. Да, тот самый убитый в японском штабе действительно носил это имя. Где-то в конце прошлого века наш адвокат умер, передав все дела сыну. Но у того не было ни отцовской хватки, ни работоспособности – вскоре он если и не разоряется вовсе, то большую часть капитала спускает.

И тут Джек вспоминает о старом наследственном деле, которое вёл отец, находит в его бумагах документы, шкатулку с Буддой, и решает провернуть двойную аферу, продав статуэтку японцам, а немецкому барону, русскому подданному Генриху фон Штальке –наследственные документы. Он рассуждает здраво – хотя все сроки вступления в наследство прошли, потомки фон Вальца, имеющие расположение Вильгельма III, явно не захотят, чтобы кайзер узнал о махинациях их предков против его деда, Вильгельма I. Монарх ведь запросто может своим указом отобрать спорный замок у потомков этих нехороших людей и передать законному, с его точки зрения, наследнику.

И вот Джек пускается в авантюру. Несмотря ни на что, он направляется к японцам, в охваченную войной Маньчжурию. При нём находится статуэтка, которую он рассчитывает им продать – видимо именно в Дуйшине находится потомок того самого сёгуна, имеющий виды на фамильную реликвию. Кроме того, в кожаном портфеле находятся документы для Генриха – очевидно, Джек с ним каким-то образом списался и договорился о встрече.

Дело в том, что эта статуэтка представляет для японцев огромный интерес. Некий сёгун получил её в подарок от древнего монаха из таинственного буддийского монастыря. Он с помощью этой статуэтки, имеющей некую силу, одержал кучу побед над врагами и должен был передать её то ли самому императору, то ли новому сёгуну…

– А сёгун, это кто? – с интересом спросил Николай.

– Это вроде генерал-губернатора всея Японии, – любезно пояснил Савелий, – главный военачальник, зачастую реально правивший страной вместо императора. Ну, так вот, что-то у них там не склеилось – то ли сёгун убил императора, то ли император сёгуна, то ли ещё кто-то их обоих – я так и не понял этих японских взаимоотношений. Только статуэтка эта пропала. Очевидно, её перепродали арабским купцам, а от них она уже попала к предкам фон Штальке.

В общем, Джек Смит решил поиметь двойную выгоду – слупить с японцев за статуэтку, а с фон Штальке – за документы. Похоже, что наш друг Генрих ничего не знал про статуэтку, его больше интересовало завещание. Ну, а тут ты ему и смешал все карты. Но я тебе скажу, японцы наоборот, охотились именно за статуэткой, а не за документами, потом ты поймёшь, почему я в этом так уверен. Вот так они порознь с фон Штальке и гонялись за этим портфелем, искали, у кого он может быть.

Деньги, находившиеся при нём, это – резервный капитал. Все они могли быть обменены в банке, тем более, тысячники – обеспеченные золотом обязательства правительства США, их всегда можно перевести в рубли или иены, или в другую валюту – мало ли как сложатся обстоятельства.

– Скажи мне, Савка по старой дружбе, это ты сейчас передо мной репетировал серию репортажей на тему «Японское сокровище немецкого барона»? Откуда ты взял эти подробности?

– Я тебе уже говорил, Николаша! Что-то мне рассказали, что-то прочитал, где-то пронюхал. Связал всё своей фантазией и вот, пожалуйста, готово! Ты знаком с рассказами сэра Артура Конан-Дойла о Шерлоке Холмсе? Помнишь его дедуктивный метод? Ну вот, гляди – я точно знаю, что адвокат уехал в Америку, похитил и увёз с собой ценные документы, за которые хотел выручить большие деньги. Но он до самой смерти не даёт им хода. Почему? Да потому, что у него и без них дела идут прекрасно! Зачем ему рисковать, если и без этого он имеет отличный доход? Верно я рассудил? Верно!

Далее – почему его сын Джек откапывает старые документы, едет во фронтовую Маньчжурию, явно рискуя? Понятно, прогорел. А чтобы готовое, приносящее доход дело растратить, это надо быть очень неумным! В конце концов, найми управляющего и стриги себе купоны! Значит, делаем вывод – ума у мистера Смита немного, а вот авантюризм присутствует. Ну, и так далее. На этом методе больше половины наших журналистских сочинений основано! Понял теперь? Но ты не думай, факты все совершенно реальны, выдумки здесь – минимум, только детали! А чтобы ты не сомневался, мы сейчас поедем в одно место, и ты сам убедишься!

Они вышли из ресторана, сели на извозчика, Савелий назвал адрес. Вскоре они стояли у входа в «Банкирскую контору братьев Вейцман».

– Только не делай идиотскую гримасу, когда будем получать деньги! – предупредил Савка.

– Какие деньги, – изумился Николай, – ведь они забрали у тебя портфель?

– Ну, Николка, какой ты, право! Сам же сказал, что если с немцем снюхаюсь, ты мне больше не друг! А я старой дружбой дорожу! Пойдём быстрее, все вопросы потом – он увлёк Николая в двери конторы…

* * *

Савелий сидел на кровати у себя в номере, с иронией наблюдая за Николаем, перекладывающим за столом две толстые пачки сторублёвок.

– Двадцать тысяч рублей, как одна копеечка. Подарок тебе от некоего сёгуна рода Токугава!

– Савка, ну будь же человеком, объясни толком, что к чему, без этих твоих штучек! – взмолился Николай.

– А что тут объяснять? – Савелий пожал плечами, – На тебя вышли барон со своим другом Петровым, но жадный тевтонец больше, чем на десять тысяч не расщедрился. Да и то, я думаю, он бы нас обманул, денег не дал. Затем они потеряли твой след, в Крыму их не было. А поручик, про которого тогда упомянул барон, был Ковальчук. Я помню, у нас в газете появилась заметка из отдела вырезок, о таинственном убийстве в Ипатьевской гостинице некоего поручика. В этих разделах, как ты знаешь, печатают наиболее интересные факты, вырезанные из других газет. Ведь у меня память профессиональная, в голове и отложилось. Надо, кстати, черкнуть коллегам про настоящего убийцу и его мотивы.

А фон Штальке не знал, кто именно владеет портфелем, он начал искать его у всех, участвовавших тогда в захвате штаба. Митю он убил ещё на войне, затем отыскал остальных. Не знаю, как другие, наверное, просто послали его подальше. А вот Ковальчук, Царство ему небесное, оказался не в меру жадным. Решил обхитрить тевтонца, взять с него предложенные деньги, ничего не дав взамен. Ну, наш друг барон не из таковских, видно раскусил его, да вместе со своим дружком Петровым и убил для верности. На всякий случай перерыл у него там всё, но, конечно, ничего не нашёл.

Потом, через какое-то время, они в Петербурге нашли меня: знали, что я твой друг, да и ходил я по разным профессорам, встречался с коллекционерами, особо не скрываясь. От барона я тоже получил предложение денег, но сам понимаешь, не ответил. И тут-то меня нашли японцы. Не сами, конечно, а их агенты. Вот это деловые ребята, скажу тебе!

Вообще, удивительная нация, эти японцы! Я немного почитал о них, совсем другое мировосприятие, другой склад ума! У них поэт такой есть, Басё. Вот послушай его стихи:

Слово скажу

Леденеют губы.

Осенний вихрь.

Или, вот:

Собака воет

Дом опустелый.

Трепещет плющ.

На мёртвой ветке

Чернеет ворон.

Осенний вечер. (3)

А это – самое знаменитое, о лягушках:

О, дремотный пруд,

Прыгают лягушки вглубь,

Слышен всплеск воды. (4)

Николай нетерпеливо поднял руку:

– Савка, не понимаю я ничего в этой поэзии, да и что это за стихи такие, прости, Господи! Давай о деле!

– Эх, Николка, тёмный ты человек, ничего в поэзии не понимаешь! Это хокку или хайку, традиционные японские трёхстишия! Об этих лягушках знатоки уже сколько лет спорят, там смысл глубокий внутри, а ты отмахиваешься! Мне же понять надо было этих японцев, что они там думают, как с ними себя вести. Вот и изучал их поэзию!

– Ну ладно, Савка, ты молодец, я тоже проникся японским духом! А дальше что?

– Проникся он… Ладно, пойдём дальше, только напоследок я тебе ещё два хокку прочитаю и всё – потом лишь грубая проза!

С персика цвет
Поздней весной облетает.
Плод завязался.


Грусти не место.

Ведь праздник тихонько ушёл,

Чтоб возродиться. (5)

– Это тоже твой, как его, Басё? – спросил Николай с сарказмом. – По-моему, просто гениально!

– Нет, это современный неизвестный поэт, и даже не японец, – грустно ответил Савелий и продолжил свой рассказ:

– Всё было в рамках приличия, спокойно, честно. Их интересовала исключительно статуэтка. Предложили двадцать тысяч, я согласился. На другой день приехал в гостиницу «Бристоль», в десять утра, меня уже ждали. Передал им статуэтку, они мне – чек из банкирской конторы. Всё без обмана. Пришлось, правда, перед этим всю ночь быть на людях – фон Штальке буквально наступал мне на пятки. Я спрятал чек подальше и стал ждать визита нашего тевтонского друга.

Ты знаешь, Николка, я хотел избавиться от этих бумаг. В конце концов, какая нам с тобой разница, кто именно из немецких баронов перегрызёт другому глотку в борьбе за наследство? А нам спокойнее. Вот тебе капитал, а мне – великолепный сюжет. Я уже отправил в редакцию первые главы, главный пишет, что нужно будет увеличивать тираж – газету расхватывают, как холодное пиво в жару. Об одном только жалею. Во всей этой суете совсем я забыл про банкноты, так и оставил их в портфеле, не спрятал подальше. Немец-то, поди, ничего про них не знал, так что подарил я ему как минимум тысячу долларов. Ну, да и ладно, за статуэтку я гораздо больше выручил…

Николай покачал головой, молча придвинул одну из двух пачек к Савелию и грозно сказал:

– Только посмей отказаться! До Одессы не доедешь, и продолжение в редакцию не пошлёшь!

– Я отказаться? – Савка вмиг преобразился в обитателя Малой Арнаутской улицы, совершенно неуместного в петербургской гостинице, – Не надо делать мине́ смешно! Иде́ вы видели одессита, шоб отказаться от десяти тысяч?

***

Примечания:

(3) Перевод К. Бальмонта

(4) Перевод В. Брюсова

(5) Стихи автора

***

  • Конец первой части. Вторая часть - как обычно, по расписанию, завтра с утра!

Продолжение романа публикуется на моём канале каждый день, рано утром - новая глава. Просто заходите сюда: https://zen.yandex.ru/id/5efdd5d6ff0a5d43f67029ff около 7.00 мск, и там сразу увидите новую главу. (более точно время указать не могу, т.к. Дзен не сразу открывает доступ к публикации).

Роман состоит из трёх книг: "Исчезнувший портфель", "Загадка древней статуэтки" и "Охота за "Большим Арбузом". Они объединены в трилогию "Сокровища старого портфеля". Эти книги (по отдельности, или в одной трилогии) можно заказать онлайн на сайте изд-ва "Андронум" по ссылке: https://andronum.com/avtory/sorokovik-aleksandr/ Также можно заказать печатные книги, написав мне в личку или в коммент.

Но это совершенно необязательно, вы можете читать роман на Дзене бесплатно! Только просьба соблюдать два условия: не задавать в комментах вопросы "А что будет дальше? А он его убьёт?"и т.д., и предлагать свои варианты сюжета)). Ну и читать надо всё по порядку, не перескакивая, чтобы не потерять нить повествования!

***

С приветом, ваш Ухум Бухеев и автор романа - Александр Сороковик.