(Исаия 53)
И вот мы подошли к поистине великой главе Библии. Матфей, Лука, Иоанн, Павел и Пётр приводили цитаты из главы 53 для иллюстрации того, что этим Страдающим рабом был Иисус:
«Да сбудется речённое через пророка Исаию, который говорит: "Он взял на Себя наши немощи и понёс болезни"» (Мф. 8:17; см. Ис. 53:4).
«Ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: “К злодеям причтён”. Ибо то, что о Мне, приходит к концу» (Лк. 22:37; см. Ис. 53:12).
«Да сбудется слово Исаии, пророка: "Господи! Кто поверил слышанному о нас? И кому открылась мышца Господня?"» (Ин. 12:38; см. Ис. 53:1).
«А место Писания, которое он читал, было это: "Как овца, ведён был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? Ибо забирается от земли жизнь Его"» (Деян. 8:32, 33; см. Ис. 53:7, 8).
«Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас… Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его…» (1 Пет. 2:21–25; см. Ис. 53:9 и 4–7, 11).
«Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: "Господи! Кто поверил слышанному от нас?"» (Рим. 10:16; см. Ис. 53:1). Многих людей и сегодня смущает эта глава, как того вельможу-эфиопа в I веке, раздумывавшего над этим великом отрывком в книге Исаии. Им тоже нужен кто-то, кто бы начал «с этого места Писания» и благовествовал бы им об Иисусе (Деян. 8:35).
ПРЕЗРЕНИЕ К РАБУ (53:1–3)
«Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошёл перед Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли: нет в Нём ни вида, ни величия. И мы видели Его — и не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо своё. Он был презираем, и мы ни во что не ставили Его» (53:1-3).
Этот отрывок начинается с ключевого вопроса: «Кто поверил слышанному от нас?» (ст. 1). «Слышанное» — это весть, божественное откровение, данное пророку (см. 28:9; Иер. 49:14). Даже Божьи люди во времена Христа отказывались верить в неё. Их предвзятые идеи относительно того, каким должен быть Мессия, не позволяли им принять Иисуса, описанного Исаией (Рим. 10:16; Ин. 12:38). «Мышца Господня», как и в других местах книги, символизирует Божью способность судить, править и спасать.
«[Мессия] взошёл перед Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли» (ст. 2). Образ нежного побега, буйно растущего в самых неподходящих местах, в сухой земле, как нельзя лучше соответствует религиозным и политическим условиям I века новой эры. Священство было развращено продажей своих должностей тому, кто больше заплатит. Политическая ситуация с возведением на престол Ирода при поддержке римских легионов обострилась до крайности. Это и была та «сухая земля», в которую Бог послал Своего Сына.
Внешний вид может быть обманчив. Ожидания, которые иудеи связывали с Мессией, настолько кардинально отличались от того, что Иисус делал и говорил, что они отвергли Его. Иоанн сказал: «[Он] пришёл к Своим, и Свои Его не приняли» (Ин. 1:11). Даже сегодня большинство людей не влечёт к Нему по причине их постмодернистстких воззрений. Многие не признают авторитета Писаний и не имеют истинной веры в Бога.
Описываемый здесь Мессия «был презрен и умалён пред людьми» (ст. 3). Слово «презрен» (базах), в этом стихе употреблённое дважды (во втором случае переведено «презираем»), в книге Исаии больше не встречается. «Презирать» означает «считать кого-то ничтожеством, недостойным внимания». Что можно было сказать о тех, кто жил в дни Иисуса, справедливо и сегодня. Многие служат Иисусу устами, считая Его хорошим человеком, но отнюдь не Сыном Человеческим, который силён спасти их от грехов.
Далее Раб пророчески описывается как «муж скорбей и изведавший болезни» (ст. 3). Эти слова хорошо иллюстрируют служение Иисуса. Его отвергла собственная семья и собственный народ, а в минуту смерти — Его же ученики (Ин. 7:5; 19:12; Мк. 14:50).
СТРАДАНИЕ РАБА (53:4–6)
«Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижён Богом. Но Он изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас» (53:4-6).
«Но» (акен) подчёркивает контраст (ст. 4). Что бы люди ни думали о «немощах» и «болезнях» (в Современном Переводе — «страданиях» и «болях»), которые они видели в Нём, реальность была совершенно иной. На крест Он понёс не Свои страдания и боли, а наши. Пётр назидал христиан: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас» (1 Пет. 5:7).
Слово, переведённое как «думали», взято из «бухгалтерской» сферы («считали») и говорит об оценочной стоимости чего-то или кого-то. Матфей процитировал часть этого стиха, чтобы подчеркнуть целительное служение Иисуса (8:17). «А мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижён Богом» (ст. 4). Они не понимали, что Иисус умер унизительной смертью за их и за наши грехи сегодня (см. 1 Пет. 3:18; Евр. 9:28).
Заместительный аспект жизни и работы Раба прекрасно объясняется в стихе 5. Он пострадал за наши грехи, наши «беззакония». Он — великий врачеватель; своё благополучие и исцеление мы обретаем через Него. Это так, потому что Бог любит нас. Автор Послания к евреям сказал: «Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (12:3). А затем добавил: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьёт же всякого сына, которого принимает» (12:6).
В еврейской Библии стих 6 начинается и заканчивается одинаковыми словами: «все мы» и «всех нас». Исключений нет: «Все мы блуждали… и Господь возложил на Него грехи всех нас». Опасность, угрожающая овцам, оставшимся без пастуха, иллюстрирует нашу неспособность давать направление собственным стопам. Те, кто игнорирует водительство «доброго Пастыря», обречены на жизнь в грехе (см. Рим. 1:24–32).
ПОКОРНОСТЬ РАБА (53:7–9)
«Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так и Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (53:7-9).
Далее о Страдающем рабе говорится, что Он, «как овца, ведён был на заклание» (ст. 7). Слово «овца» в Септуагинте переведено греческим словом амнос, то есть тем же словом, что употребил Иоанн, говоря своим ученикам о Мессии: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1:29). В Новом Завете и раннехристианской литературе амнос относится исключительно к Иисусу как жертвенному агнцу. Это слово означает однолетнего ягнёнка без порока.
Во время процесса, символически представленного стрижкой и закланием, Мессия «не открывал уст Своих». К огромному удивлению иудеев, в разных судах перед синедрионом и Пилатом Иисус молчал.
Стих 8 говорит: «От уз и суда Он был взят». Действия, предпринятые против Иисуса, были «узами» от начала и до конца. «Он отторгнут от земли живых» предполагает «почти непрерывное насилие» (Мотьер). Наш Господь претерпел это «за преступления народа Моего». Слово «преступления» лучше переводится как «сопротивление», «противодействие». А в это время «род Его» никак не хотел понять важность Его искупительной жертвы.
«Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого» (ст. 9). Иисус был распят между двумя ворами (злодеями), но погребён в гробнице Иосифа Аримафейского, богатого человека (см. Мф. 27:38, 57–60). Пётр привёл покорность Иисуса в качестве примера: «…потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Пет. 2:21, 22).
ДОВОЛЬСТВО РАБА (53:10–12)
Завершающие стихи песни дают понять, что это история не о какой-то трагической случайности, а о замысле Бога дать миру спасение. Смерть Христа имела цель — принести искупление.
«Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению. Когда же душа Его принесёт жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господа благоуспешно будет исполняться рукой Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; через познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесёт. Поэтому Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтён был, тогда как Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (53:10-12).
Стих 10 начинается словами: «Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению». Нельзя сказать, что Богу было приятно видеть крестные мучения Господа, потому что Он в тот же миг отвернулся от этой страшной картины (Мф. 27:46). Ему были угодны те блага, которые смерть Иисуса принесла человечеству.
«Жертва умилостивления» (ашам), или жертва повинности, была учреждена для тех израильтян, которые грешили против Господа непреднамеренно (ст. 10; Лев. 5:17–19). Для Господа это была главная жертва. Раб стал «жертвой повинности» для нас, принеся Себя в «жертву умилостивления».
Эта добровольная жертва принесёт три результата: (1) «Он узрит потомство», духовный Израиль; (2) Его потомство будет «долговечным», что можно рассматривать как указание на Его вечную церковь, которая есть Его тело и Его народ, и (3) «воля Господня благоуспешно будет исполняться рукой Его».
В стихе 11 мы имеем, как отмечает Мотьер, самое полное из всех имеющихся высказываний о том, что такое «умилостивление»: «Через познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесёт». Это великая тайна благочестия! Павел говорил о тайне, «о которой от вечных времён было умолчано», но которая была открыта в жизни, смерти и воскресении Христа (Рим. 14:24, 25). В 1 Тим. 3:16 он, возможно, цитирует раннехристианский гимн:
«Бог явился во плоти,
Оправдал Себя в Духе,
Показал Себя ангелам,
Проповедан в народах,
Принят верой в мире,
Вознёсся в славе».
Стих 12 суммирует сказанное Исаией о Страдающем рабе. В нём говорится, что Ему будет дана «часть между великими» и что Он «с сильными будет делить добычу». Он добровольно пожертвовал Собой «за преступников», понеся грехи мира («Он предал душу Свою на смерть»; «Он понёс на Себе грех многих»). Кроме того, стих говорит о Его ходатайстве за преступников. Иисус сказал, что Он будет «к злодеям причтён», что позволит Ему ходатайствовать за них (Лк. 22:37). Это самая суть «благой вести», которую мы называем «евангелием».
ПУТЬ К ПОБЕДЕ
Четвёртая Песня о Рабе показывает тот путь, которым Раб Божий пойдёт к победе. Эта песня, несомненно, одна из самых важных во всей литературе. Это один из величайших ветхозаветных отрывков. В Деян. 8:30–35 Филипп начал проповедовать евнуху о Христе словами из 53:7, 8.
В этой песне мы видим путь Спасителя к победе над грехом и смертью. Давайте проследим шаги Его искупительной жизни.
Победа через страдание. Тот, о ком идёт речь в этой песне, одержал победу как Страдающий раб, а не как воин или военачальник. Он поднялся к славе и величию от позора и бесчеловечного обращения. Его вид не впечатлял людей. Он, как росток, взошёл из сухой политической, религиозной и моральной пустыни (ст. 2). Люди вокруг не видели Его духовной красоты и не ценили Его должным образом (ст. 2). Они презирали и не замечали Его (ст. 3), и тем не менее Он был единственным, кто мог принять на Себя наши страдания и понести нашу боль (ст. 4). Он «изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (ст. 5). «Наказание мира нашего было на Нём…» (ст. 5). На Его долю выпало самое ужасное страдание, но именно оно привело к невероятному триумфу.
Победа через служение. Бог послал Своего Раба на страдание ради других. Боль, которую Он познал, Он навлёк на Себя не Своими грехами и преступлениями. Нет, Он понёс на Себе грехи других. Исаия пишет: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас» (ст. 6); «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; через познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесёт» (ст. 11). Страдание, смерть и погребение Раба в этих стихах являются прообразом реальных событий. Он был гоним и истязуем, как пленный в руках тирана. Страдая и испытывая физическую и душевную боль, Он «не отверзал уст Своих», дабы защитить Себя. Его соотечественники смотрели на Него как на заслуживающего смерти богохульника, но конечный результат Его страданий дал многим жизнь. Он жил так, как Он жил, претерпел такое страдание и умер такой страшной смертью, чтобы другие могли выйти из-под власти своих грехов. Он отдал Себя за других.
Победа через покорность. Он покорил Свой разум и Свою жизнь Божьей воле, хотя это подчинение было трудным и болезненным. «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (ст. 7). Тихо и смиренно Он покорился Божьим замыслам для Него.
Его жизнь на этой земле была отмечена скорбями, служением и подчинением. Это те пути, которые привели Его к Городу Победы.
Страдающий раб достиг беспримерной победы. Бог сказал о Нём: «Поэтому Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтён был, тогда как Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (ст. 12). Он смирил Себя и понёс за нас наши грехи, и за это Бог превознёс Его (Фил. 2:8, 9).