Найти тему
Занудный балет

Звездное Лебединое озеро: как премьер Большого театра приехал в Сибирь и остался без шапки

Спешу с обзором "Лебединого озера" в постановке Михаила Мессерера (редакция старомосковской версии Александра Горского и затем Асафа Мессерера), которое мне довелось посмотреть в Новосибирском академтеатре (в этой же постановке оно идет в Михайловском театре Петербурга). Состав подобрался необычный и звездный: Злого гения (именно так) танцевал премьер Михайловского театра Иван Васильев, принца Зигфрида - еще один премьер, но "Большого театра", главный принц всея Руси на данный момент - Денис Родькин. Такое, как представляется, можно увидеть только здесь, в столице Сибири.

А партия Одетты-Одиллии была дана на откуп местной приме - Ольге Гришенковой, которую завсегдатаи Михайловского театра также могли видеть на его сцене, т.к. она там время от времени выступает.

С вашего позволения, не буду описывать первую картину, т.к. ничего особо интересного там не происходит. Отмечу только 3 вещи. Во-первых, при появлении звездного Зигфрида аплодисменты были какие-то жиденькие (видимо, на стал еще Родькин тут своим, хотя периодически в Сибирском Колизее выступает). Во-вторых, отмечу исполнителей па-де-труа - Михаила Недельского, Майю Григорьеву, и недавнюю выпускницу Новосибирского хореографического училища, перспективную Веронику Ситало. Было очень даже ничего.

В-третьих, танец с кубками здесь идет без кубков. Т.е., музыка его есть, танец есть; вот кубков только нет. Арбалет для охоты в конце картины принцу выносит шут, сам тоже играется с арбалетом (другим), за что получает по шее от наставника Зигфрида Вольфганга.

В начале второй картины выплывают лебеди, которых гоняет Злой Гений. Из этого становится понятным, что у него власть над ними (а не всегда это вот так на пальцах разтолковывается). Уже после этого идет появление Одетты и принца. Вылетело из памяти, целится ли он в нее из арбалета сначала, или нет. По-моему, нет такого - они просто встречаются.

-2
-3
-4

Танец маленьких лебедей здесь танцуют вшестером. Вот он:

В вариации Одетты темп очень тягуч. Я понимаю, когда такое замедление происходит для балерин типа Ульяны Лопаткиной или Екатерины Кондауровой, которым с их ростом приходится подолгу собирать свои конечности... В общем, не нравится мне медленный темп в этой вариации, хотя концовка была довольно бодрая. Могу сказать, что конкретно в ней музыка для меня на первом месте, и, наверное, солисткам достаточно просто не упасть, чтобы мне понравилось.

Многострадальная картина бала выстроена по следующей схеме. Сначала в зале появляются гости, затем идет танец масок с шутом (японец Коя Окава, которого местные балетоманы называют "Коля"), который ввел в свое время Александр Горский.

-5

Затем идут национальные танцы в такой последовательности: неаполитанский, венгерский, мазурка. Русского танца нет в этой постановке.

Звучат фанфары: появляется принц, идет танец невест. Невесты все под стать 186-сантиметровому Родькину - крепко так под 180 см.

-6

Вроде для себя принц одну невесту выделяет, но как-то без особого воодушевления (а невеста-то заморская на самом деле - танцевала почти 180-сантиметровая белокурая американка Эмили Абром; вот такую балетную экзотику можно встретить в НОВАТе). И вот, снова трубят фанфары: появляются незванные Одиллия и Злой Гений. Последний ведет себя нагло и развязно, приставая к матери Зигфрида. Видимо, фишка Ивана Васильева.

Как видно, на Одиллии черно-красная пачка, - такая цветовая гамма описывалась Юрием Слонимским
Как видно, на Одиллии черно-красная пачка, - такая цветовая гамма описывалась Юрием Слонимским

Момент появления темной пары довольно нетрадиционный - лишь в середине акта, но на мой взгляд, драматургически оправдан: мерное течение праздника внезапно нарушается, принца сразу берут в оборот, а затем начинается наконец-то испанский танец. Танцуют опять две 180-сантиметровые танцовщицы: Анастасия Овчинникова и Ольга Потешкина. И где их всех НОВАТ отыскивает? Надо бы мне, заядлому исследователю роста балерин, как-нибудь написать статью про новосибирский кордебалет.

Бросаются в глаза прогибы: несмотря на комплекцию, девушки добросовестно (не всегда) достают веером до самого пола. Специально считал: прогибов выходит девять.

После этого довольно интересная вариация. Она уникальна тем, что ее в данной постановке танцует только Иван Васильев, когда исполняет партию Злого Гения. Т.е., это его персональная вариация. Танцует местами в нарочито разбитной и неакадемичной манере, предварительно скинув плащ кому-то на руки (эй ты, подержи-ка, щас я всем покажу, как надо!). Я так понял, что смысл этой вариации - нахальный флирт Злого Гения с матерью принца. А музыка - из развалившегося черного па-де-сис 1877 года (вариация № 4 или 3, смотря считать ли Andante con moto вариацией). Под эту же музыку Гений танцует и в ЛО Григоровича. После вариации он усаживается рядом с матерью Зигфрида на троне, находящемся с боку.

Ну а дальше "черное па-де-де", адажио, с его страдающей меланхоличной скрипкой. Во время него, как и положено, Одиллия подходит к Злому Гению (или тот к ней), испрашивая инструкции по дальнейшему окучиванию принца. Когда в окне появляется Одетта, Гений пулей вскакивает с места и прогоняет своими чарами ее силуэт.

В вариации Родькин вроде все сделал, но как-то... Денис известен тем, что несмотря на свою комплекцию, обладает широким и полетным прыжком. Но здесь у него, выражаясь языком фигурного катания, все время преротейшны и недокруты. И в общем смотрелся чуть тяжеловато. Возможно, сказался 4-часовой перелет. Все-таки, в Новосибирск ехать - не ближний свет, джет-лэги никто не отменял. А вот после "голубцов" приземлялся на полусогнутое колено (я как спортсмен не могу смотреть на эти приземления - так и слышится хруст колена), как того и требуют заветы Николая Максимовича и Николая Фадеечева. И в коде в серии гран жете по кругу шпагаты (не все) сделал. Общий уровень виден, как ни крути.

Вариация Одиллии - стандартная обработанная "Шалунья" Чайковского. В коде - те самые 32 фуэте. Ольга Гришенкова крутила обычные, одинарные, без изысков и наворотов. И тем не менее, начала в одной точке, а к концу переместилась метра на 3 вперед. Сделала 27, закончила гораздо раньше времени. Что ж, это еще раз подтверждает мое убеждение: для многих балерин фуэте остаются именно трюком. И дело тут не в школе или отсутствии таланта (тем более что Ольга, на самом деле, очень хорошая балерина). Вспомним, что по секрету сказала Матильда Кшесинская Акиму Волынскому: только итальянки рождаются с пируэтом.

Ну да бог с ними, с фуэте. Я не отношусь к людям, которые с замиранием чего-либо ждут этот элемент. Соответственно, не особо и обращаю внимание, когда кто-то его не очень удачно исполняет. Воздадим Ольге должное - очень изящная балерина, на нее приятно смотреть.

В общем, принц попадается в сети, припадает к руке Одиллии (но не целует). Все темнеет, появляется Одетта в окне.

-8
-9

Злой Гений и Одиллия как резко появились, так же стремительно и делают ноги под собственный безумный хохот. С ними удаляются и испанцы: по сюжету данной постановки они входят в свиту Злого гения, появляются с ним, и уходят также вслед за ним и Одиллией. Зигфрид отрезвел и понял, что натворил. Его мать падает в обморок. Занавес.

Четвертая картина начинается тем самым оригинальным танцем маленьких лебедей 1877 года (имеется ввиду музыка, конечно же). Правда, здесь он урезан минуты на две.

На озере непогода. Приходит (прибегает, приплывает) Одетта, рассказывает о своих проблемах. Появлется Злой Гений и распугивает лебедей (черных лебедей здесь нет).

-10

Он до смерти запугивает Одетту, а потом куда-то исчезает. Появляется принц. Дальше мое любимое Andante con moto из того же па-де-сис 1877 года - под него танцуют дуэт (с кордебалетом) Зигфрид и Одетта. Видимо, принц тут пытается объясниться и все исправить, а Одетта все равно страдает от предательства (которого по сути не было - Зигфрид не клялся).

Финал вы можете увидеть сами. Благодаря спецэффектам создается реалистичная буря с молниями и выходом озера из берегов. Спойлер: оторванное крыло будет.

В общем, зло погибает, добро побеждает. Все счастливы.

Что ж, может быть сухо будет сказано, но спектакль понравился, эмоции вызвал, должное послевкусие оставил. Все-таки мощный состав делает свое дело. А Иван Васильев своими выступлениями постоянно взрывает зал НОВАТа, вызывая шквал аплодисментов. Кто-то после поклонов даже сказал, что все овации и крики браво были адресованы исключительно ему. За занавес протагонистов ни разу не вызывали, что непривычно: не знаю, как в других городах, но в Новосибирске на выступлениях Васильева такое случается крайне редко. На поклонах оба звездных премьера повели себя галантно, передарив свои цветы Ольге Гришенковой. Ну и правильно - зачем мужикам цветы? А даме приятно.

P.S. После спектакля две девушки поджидали Дениса Родькина у служебного входа, чтобы урвать совместное фото. Каким-то образом получилось так, что во время фотографирования одна из них поменялась с ним шапками (все волнуются, суетятся - одна из-за того, что сейчас вот-вот сфотается с самим Денисом Родькиным, а тот, в свою очередь, с чемоданом уже домой навострился), и он с ее шапкой то ли в гостиницу, то ли в аэропорт, и отправился. Та, соответственно, осталась с его шапкой. "Подлог" был замечен не сразу. Чуть погодя вышла Ольга Гришенкова, и девушка спросила, нет ли у нее его контактов (все-таки вместе танцевали). Ольга звонила - не дозвонилась. Отправила сообщение. Чем все закончилось, и кто с чьей шапкой в итоге остался - мне неведомо.

Ежели кто не знает, что такое голубец - велкам на ликбез:

Блинчик, голубец, рыбка, селедка: что вы знаете о балетном сленге?

На этом все, спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.