Одной из больших проблем была слабая летная и огневая подготовка пилотов, но горючего и боеприпасов было недостаточно. Должны были быть созданы мобилизационные запасы горючего и боеприпасов, поэтому ресурсы для учебы не выделялись в нужно количестве.
Бомбардировщики не учились бомбить с пикирования, истребители не вели воздушные бои и не отрабатывали воздушную стрельбу.
Это все накладывалось на недостаток емкостей для хранения топлива и необходимость переучивания на новые самолеты.
В итоге в ВВС шли слабо подготовленные пилоты, в идеале они должны были иметь налет 24 часа, а немцы имели сотни часов.
Самолеты старых типов И-16 и И-15 были уже устаревшими. Более-менее мощная модификация И-16 с двумя пушками и двумя пулеметами могла быть эффективно использована в штурмовых действиях или в оборонительном воздушном бою, но опытным пилотом. Ни о каком наступательном бою и навязыванию врагу своей воли не было и речи.
Постановка более мощных моторов на И-16 не дала ему возможности перешагнуть 500 км/ч на малых и средних высотах. Удалось повысить только скороподъемность (но не скорость), на уровень Ме-109Е. А у немцев уже был Ме-109F.
Надежда на новые самолеты себя оправдала лишь частично. Самый быстрый советский самолет МиГ-3 превосходил Ме-109F на высотах 5 000 метров и выше, на малых и средних высотах он был вял и маневрировал хуже, чем немец.
ЛаГГ-3 был тяжел для своего мотора М-105, соответственно были невысокими летные качества.
Як-1 был проще в пилотировании, чем МиГ-3 и И-16, но в скорости и скороподъемности уступал немецким истребителям.
В итоге противостоять германской авиации могли самые массовые истребители И-16, которые имели хорошую горизонтальную маневренность, но никакую вертикальную.
Оппонент Ме-109, наоборот, был приспособлен именно в бою на вертикалях. Занять выгодную высоту, с нее спикировать на зазевавшегося пилота и сразу же уйти наверх.
Если что немец мог удрать от погони или догнать советский истребитель.
Помимо поражения самолетов в воздухе немцы уделили большое внимание и даже разработали специальную тактику поражения советских самолетов на аэродромах.
Задачу поражения советской авиации облегчило само советское командование. Самолеты оставались на постоянных аэродромах, расположение которых было немцам известно. Немецкие самолеты-разведчики практически свободно летали в воздушном пространстве СССР. Советская сторона ограничивалась дипломатическими протестами.
Не были использованы для рассредоточения авиации 383 оперативных аэродрома.
К тому же осложнило авиационный маневр широко развернувшиеся работы по строительству бетонных аэродромов. Часть аэродромов не могла быть полноценно использовано.
На западном театре военных действий было больше 9,1 тыс. боевых самолетов против 4,4 тыс. немецких.
К началу войны у Западного особого военного округа (ставший фронтом) было 1539 боевых самолетов, а в группе армий "Центр" без 3-й танковой группы - 1677.
В первый же день Западный фронт потерял 738 боевых машин или 40 % самолетного парка. Облетев приграничные аэродромы командующий ВВС фронта Копец застрелился.
По сравнению с советской военной теорией немцы решили проблему как поразить как можно большое количество самолетов на аэродромах.
В СССР считали, что поразить самолеты в одном налете на аэродроме нереально, поэтому надо бить врага и в воздухе и на земле.
Немцы же разработали специальную тактику, она заключалась в методичных беспокоящих ударах по аэродромах, когда с небольшим интервалом на бомбежку отправляли небольшие группы самолетов.
Они вооружались специальными маленькими осколочными бомбами, которые засеивали летное поле поджигая и взрывая все вокруг.
Атаковались таким образом самолеты несколько дней подряд, в конце концов удавалось застать советские машины на земле.
Немцы захватили господство в воздухе и стали бомбить аэродромы, штабы войск, узлы связи и железные дороги.
В частности, немецкие самолеты 2-го воздушного флота разбили тылы наступающего на Гродно 6-го мехкорпуса самого мощного в Красной Армии, насчитывавшего 1100 танков.
По мнению Корнукова немцы смогли захватить стратегическое господство в воздухе за 18 суток с 22 июня по 10 июля 1941 г. Советские ВВС потеряли 72 % авиации, а немецко-фашистская только 19 %.
К 10 июля 1941 г. в боевом составе ВВС КА на советско-германском фронте осталось 1970 боевых самолетов против 4000 германских. Общее соотношение сил авиации сторон стало 2:1 в пользу немецкой авиации (к 22.6.1941 г. общее соотношение сил авиации СССР и Германии было 1,4:1 в пользу СССР).
Всего за три недели было потеряно около 4 000 боевых самолетов.
По моему мнению, чтобы избежать громадных потерь нужно было наносить удары по аэродромам Германии, слабо подготовленные пилоты должны были в составе групп осуществлять налеты на вражеские летные поля.
Вместо этого советская авиация занималась всем чем угодно, кроме главного. Иногда пускали бомбардировщики без прикрытия истребителей, для бомбардировки наступающих танковых колонн противника. Которые были прикрыты и зенитками и авиацией.
Спасибо за прочтение.