Далеко не всегда (комментарии к статьям про работу и коллективы - тому подтверждение) на работе получается общаться конструктивно. Бывает такое, что общение уходит в какую-то странную сторону, превращаясь в конфликт, ссору или просто упорное непонимание двумя людьми друг друга.
И вот какие принципиальные моменты важно учитывать:
1. Иногда люди ведут себя некорректно.
Иногда вы общаетесь с человеком, который ведёт себя не очень корректно. В этом случае первое, что стоит сделать - дать ему обратную связь по этому поводу.
Да, очень важно подобрать корректную форму этой обратной связи, но обязательно учитывайте - далеко не всегда люди ведут себя некорректно, потому что они плохие и/или хотят кого-то обидеть!
Часто люди просто не понимают, что их поведение кого-то "цепляет". Или не умеют по-другому (привыкли именно так, например, на предыдущем месте работы). Или это их личностное проявление, которое не обращено к кому-то конкретно.
2. К вам это может не иметь отношения.
Иногда вы общаетесь с человеком из пункта 1 и не можете повлиять на его изменение (например, вы уже не раз давали обратную связь, а ситуация не меняется, или он ваш руководитель, к которому на кривой козе с обратной связью не подъедешь). И не коммуницировать не можете.
В этом случае вам очень поможет формула «Это особенность человека, ко мне она не имеет отношения». Повторяйте её про себя каждый раз, когда общаетесь с данным человеком.
3. К вам это может иметь отношение!
Предыдущая мысль НЕ действует, если диалог с вами каждый раз человек начинает совершенно спокойным и адекватным, а заканчивает нервным и орущим. Потому что в этом случае состояние человека имеет прямое отношение к вам))
В этом случае проанализируйте - в какой именно момент собеседник(и) начинает переходить к эмоциям. Скорее всего, вы применяете какой-то триггер (слово, интонацию, взгляд), который вызывает такую реакцию.
Не надо так) Если результат вас не устраивает - убирайте такие вот триггеры (их ещё называют конфликтогенами) из речи.
4. За качество коммуникации ответственны оба.
В сбое коммуникации задействованы почти всегда (за редчайшим исключением, которое например обозначено в пункте 2) две стороны.
Крайне редко бывает такое, чтобы один всё идеально говорил, это второй криво слушал, или один фигово формулировал, а второй идеально воспринимал. Чаще всего оба что-то не допилили.
Поэтому в тот момент, когда вам хочется обвинить коллегу в плохой/неправильной/некорректной коммуникации, подумайте ещё и о том, а что вы можете улучшить в ней.
5. Отсутствие конфликтов - это плохо!
Если у вас (в коллективе, группе, где угодно) совсем, вот совсем-совсем не бывает конфликтов, - это нехорошо. Потому что вы не можете вытащить наружу и решить противоречия. Ну или потыкайте палочкой в собеседников - они ещё живы?..
Да, имеет значение форма конфликтов. Бывает, что они протекают конструктивно и деструктивно (с переходами на личности и всё такое). Да, над формой стоит работать. Но точно не над полным отсутствием противоречий!
6. Команды может не быть.
Не любая группа людей - команда. Даже спортивная команда не всегда команда. И даже если общая цель декларируется - далеко не факт, что все её знают. И тем более разделяют.
Более того, далеко не везде и не всегда нужна команда в самом прямом её понимании. Во многих случаях вполне достаточно коллектива, который сплочён (более или менее) и умеет общаться между собой.
7. Общаться конструктивно - это навык.
Какие бы мотивационные посылы (Мы команда! Надо общаться конструктивно! Давайте всё решать вместе! И пр.) не задавались в коллективе/команде, общаться важно учиться.
Коммуникация - это навык, точнее - группа навыков, которые вполне поддаются развитию в любом возрасте. Начать можно с алгоритма коммуникации, изучения разницы между фактами и интерпретациями, базовых основ эмоционального интеллекта, изучения конфликтогенов и стратегий поведения в конфликте.
А ещё можно и нужно выработать правила общения в коллективе.
Несколько полезных статей в тему: