Натолкнулся я тут на стенания тургагентов на неадекватных клиентов. Не могу не отметить что да, такие есть, и море может быть недостаточно соленое, горы недостаточно живописные, песок недостаточно мелкий... С этим все понятно.
Непонятно другое. Турагент не смогла никак внятно объяснить 100% предоплату.
Вот как происходит самостоятельная организация поездки (предположим что нужная виза есть). Я выбираю даты, покупаю авиабилеты. Потом начинаю смотреть отели (апартаменты и любой другой вид размещения). И уже найдя что-то подходящее я совершенно спокойно выбираю флекс тариф по которому я расплачиваюсь при выезде. И если по каким-то причинам у меня что-то изменилось то потери мои не очень велики. Даже за билет при определенных условиях можно что-то получить назад. Если очень хочется.
Что происходит у ТО/ТА? А ничего. У них в договорах чаще всего есть фраза что клиент соглашается с размером фактически понесенных затрат в размере стоимости тура. То есть возврата нет. Ну вот просто нет и все. Такая фраза есть и у агентств, и у собственных ритейл подразделений ТО (у того же "Пегаса").
В действительности, если вы отказались от поездки ТО выставляет ваш турпакет как горящий и на оплаченных вами самолетных креслах и в оплаченном вами номере отеля замечательно летит кто-то другой. И этот кто-то другой тоже заплатил за это. Меньше чем вы. Но заплатил. То есть фактически понесенных затрат просто нет а есть доход больше чем планировалось.
Кроме того туристические сайты переполнены жалобами клиентов о замене отеля. На худший. Стандартное объяснение - овербукинг. Но, черт возьми, почему я за 15 лет самостоятельных поездок в попалярные отели ни разу не столкнулся с овербукингом (а летал по несколько раз в год)?
А это не овербукинг. А надувательство. Надо понимать что ТО имеет два вида отношений с принимающей стороной/отелями.
1. Номера на гарантии. То платит за них всегда, сумел он продать туда турпакеты, не сумел, это вообще вторую сторону не волнует. Пришел срок расчета (об этом поговорим позже) -плати. Это выгоднее для ТО - дешевле стоимость комнаты. Да и выбрать можно на гарантию помойки. Опять же с невысокой ценой. Продаваться будет плохо но это решаемо.
2. На комиссии. Тут нужно подтверждение что отель готов принять столько-то человек в такие-то даты. В этом случае для ТО комната стоит немного дороже. На комиссии можно забронировать все что угодно. Это не проблема.
Как решается вопрос заселения номеров на гарантии? А очень просто. Вас туда просто везут вместо того отеля который указан в ваучере ссылаясь на овербукинг.
Приведу пример. Я из года в год ездил на стыке июня-июля на Майорку в Illetas. Там есть два отеля сети RIU. RIU Bonanza Playa и RIU Bonanza Park. Оба 4* но Парк не на берегу а через дорогу от Плайя, который как раз на берегу. И разница у них в сехон в цене на двухместный номер на полупансионе была примерно 100 евро (при самоброни но не сомневаюсь что и для ТО тоже была существенная разница). И из года в год я видел туристов которые покупали тур в Бонанза Плайя а их селили в Парк. Примерно так человек по 20 каждый год.
Им всем объяснялось что в Плайя овербукинг, их турагент ошибся и не то написал в брони (в ваучере то а в брони не то... Ага..).
Парк тоже хороший отель только из него надо ходить на пляж, иногда пускали оттуда в Плайю но потом перестали, все же нагрузка на инфраструктуру другая... А главное он стоит дешевле. Ну пусть для ТО не на 100 евро за номер а на 80. Ну и что? Формально закон на стороне ТО. Потому что по закону если звездность та же то турист идет нюхать писю. ЗОЗПП тут на втором плане так как есть отраслевой закон. Посчитаем, уважаемые кроты? © м/ф "Дюймовочка". 20 человек в 2 недели это 20 номеров в месяц. Туры туда продаются 4-5 месяцев. Это, допустим, сотня комнат. По 80 евро разницы это 8 тысяч евро в сезон с только одного отеля из каталога.
Замечу что никогда не бывает "овербукинга" в помойках которые настоятельно пытаются продать ТО и ТА. То есть если человек купил тур туда то туда его и привезут.
Еще очень любят в последний момент времени сообщать о каких-то экстренных ситуациях. Помню как в 2006 году с нами собралась ехать семья. Сначала самостоятельно, но забоялись, купили турпакет в тот же отель который мы забронировали. Летели мы вместе (мы тогда купили чартерные билеты на тот же рейс). И их в аэропорту обрадовали. Мол в Europe Playa Marina прорвало канализацию, воняет дерьмом, сейчас сезон, предпринимаются титанические усилия по поиску для них альтернативного размещения. Пока летели то семейство за нас переживало. Как же мы будем нюхать говно две недели. Прилетели, их увезли в отель Caballero (он почему-то позиционируется как 3* но в испанском реестре у него нет ни одной). А Europe Playa Marina работал в штатном режиме и не было там никаких прорывов.
Видно что моря не видно. Как приятный бонус - отсутствие кондиционера. Потолочный вентилятор. Ну и понятно что этот отель у ТО был на гарантии. :-)
Вот примерно так работают два простых способа обмана. Отсутствие возврата при отказе и фальшивый овербукинг.
Почему должен быть возврат в большинстве случаев я напишу в следующем посте.